По итогам двух этапов в топ-5 вошли мессенджеры «Сибрус» (разработчик — компания «Киберника»), «Диалог» («Диалог»), BellChat (ФГУП «ГлавНИВЦ Управления делами президента России»), «Кубик» («Платформа кубик») и Flodium («Оммджи технолоджи»). Об этом говорится в сообщении ИРИ, поступившем в РБК.
Проект по созданию госмессенджера, позволяющего обмениваться данными, в том числе относящимися к гостайне, стартовал в мае 2016 года. Сейчас его курируют администрация президента, Минкомсвязь и ИРИ. В результате должен быть создан защищенный от возможных внешних угроз и утечек мессенджер. Тестовые внедрения прототипов проводятся в 20 регионах России, а также в РЖД, Внешэкономбанке, Минсельхозе.
При определении предварительных лидеров проекта ИРИ опирался на оценку продукта на пилотных площадках, а также учитывал наличие дополнительного функционала, криптографической системы защиты данных, производительность и показатели удобства использования. Также принимались во внимание возможность работы в так называемом закрытом контуре, то есть без подключения к интернету, совместимость с программными решениями на базе операционной системы Linux, возможность технической интеграции с внутренними информационными службами и системами.
Директор по проектной деятельности ИРИ Арсений Щельцин отметил, что продукты, попавшие в топ-5, имеют разную направленность. «Один больше подходит для видеокоммуникации, другой — для интеграции с информационными системами. Но общее требование: все они должны быть мессенджерами, мобильными и с возможностью вербальной коммуникации», — уточнил он.
Изначально в тестировании участвовали 13 продуктов. Однако программы сотовых операторов «большой тройки» — eMotion («МегаФон»), МТС Connect (МТС) и «Staply Бизнес» («ВымпелКом» совместно с компанией «Примавера») — в топ-5 не попали, отмечается в сообщении ИРИ. Как пояснил РБК представитель ИРИ, мессенджеры, не попавшие в топ-5, не покинули проект. По его словам, к июню будет создан список примерно из десяти рекомендованных компаний, коммуникационные продукты которых отвечают требованиям безопасности (сейчас ИРИ готовит техническое задание по безопасности, нормативам и коммуникационному функционалу, которые лягут в основу требований к госорганам и госкомпаниям при закупках подобных программ).
По словам Щельцина, на данный момент проект покинули два мессенджера: Actor выбыл из-за того, что прекратил существовать его разработчик, компания «Актор», а мессенджер Rtims вышел из проекта, поскольку его разработчик «РТ-информ» («дочка» «Ростеха») решил сосредоточиться на своей основной цели — разработке корпоративного решения для защищенных внутренних коммуникаций внутри госкорпорации. Эту информацию ранее подтверждал РБК представитель «Ростеха».
В сообщении ИРИ отмечается, что безопасность данных может быть гарантирована, только если госмессенджер будет функционировать в «доверенной программной среде». Такую среду может обеспечить «только российская мобильная операционная система, не отправляющая данные на зарубежные серверы» и входящая в реестр отечественного ПО. Как говорится в сообщении, в начале апреля все участники топ-5 заявили о готовности создать версии прототипов госмессенджера для первой российской мобильной операционной системы — Sailfish Mob Rus (русифицированная версия операционной системы Sailfish от финской компании Jolla, разрабатывается компанией «Открытая мобильная платформа»). Ранее скорый выпуск версии для Sailfish РБК подтверждали представители компаний «Сибрус» и «Диалог».
По данным Минкомсвязи России, среди госорганов и госкомпаний уровень использования мессенджеров иностранных разработчиков составляет 90%.
По оценке ИРИ, отечественные компании смогут зарабатывать за счет перехода чиновников и сотрудников госкомпаний на их программные коммуникационные решения до 520 млн руб. ежегодно. «Эти средства перечислялись зарубежным разработчикам за программное обеспечение, иногда в комплекте с «железом», — отметил Арсений Щельцин. Он пояснил, что в отличие от бесплатных версий мессенджеров госорганы и госкомпании могли бы оплачивать дополнительный функционал, такой как интеграция документооборота, видеоконференции и т.д.
Анна Балашова, Елена Смирнова, Ирина Ли