К таким выводам пришли аналитики ComNews Research. По их данным, в нижней ценовой категории, категории эконом-класса, стоимость тарифов в среднем с июля по апрель выросла на 9,2% и составила 103,5 руб. в месяц. Лидером по росту в этом сегменте стал Tele2 (19,9%), следом идет "ВымпелКом" (16,5%) и "Мотив" (15,1%). Меньше всего в этой категории выросли тарифы у МТС (2,5%) и СМАРТ (2,6%). При этом Tele2 и в этой категории остается лидером по дешевизне: в среднем стоимость услуг оператора в этой ценовой категории – 70,1 руб., ниже только у сотовых активов "Ростелекома" – 69,9 руб. Самые дорогие услуги эконом-класса оказывает "Мотив" – 139,8 руб.
Нижняя ценовая категория – далеко не самая массовая. Категория тарифов со средней стоимостью услуг ("средняя корзина") охватывает наибольшее количество тарифных планов операторов, пользователями "средней корзины" являются более 50% населения России. "В большинстве своем эти тарифы стандартны и не предусматривают наличия такого же количества опций, как тарифы эконом-класса. Наряду с более высокой среднерасчетной стоимостью минуты трафика отсутствие сложных многосоставных систем расчетов является принципиальным отличием тарифов "средней корзины" от тарифных планов "малой корзины". В отличие от тарифов с низкой стоимостью услуг, потребители которых являются по большей части новаторами и активно рассчитывают свои расходы, тарифные планы со средней стоимостью услуг ориентированы на среднестатистического абонента, предпочитающего не углубляться в тонкости тарификации", - поясняют аналитики ComNews Research в отчете.
Во второй ценовой категории средняя стоимость услуг составила 275,1 руб. Ближе всего к среднему показателю тарифы "Ростелекома" – 275,8 руб. (за отчетный период средняя стоимость снизилась на 0,9%). Дороже всего услуги "МегаФона" – 312,1 руб. (снижение на 3%). Дешевле всего – Tele2 (снижение на 1,4%). Наибольшее снижение продемонстрировали "Мотив" – на 26,4%, до 268 руб., МТС – на 22,5%, до 252 руб. и "ВымпелКом" – на 15,4%, до 297 руб. В среднем по России снижение тарифов в этом сегмента составило 13,1%.
"Основным драйвером снижения продолжает оставаться конкуренция", - констатируют авторы исследования. В качестве самого яркого примера они приводят цены на сотовую связь в Еврейской автономной области. Еще в середине 2012 г. этот регион занимал 13-е место в рейтинге ComNews Research с коэффициентом 1,26 и был одним из самых дорогих в России, а в апреле 2013 г. спустился на 80-е место (коэффициент - 0,85) и стал регионом с самыми низкими тарифными предложениями в средней ценовой категории. Причиной этому в ComNews Research называют приход в область в ноябре 2012 г. четвертого по количеству абонентов в России оператора Tele2.
Причем появление "дискаунтера" Tele2 влияет на все тарифные категории. Разделяя тарифные планы на три уровня потребления - низкий, средний и высокий, - аналитики ComNews Research следовали адаптированной к российским особенностям методологии Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), используемой для мониторинга тарифов на сотовую связь в странах - членах ЕС. "В исследовании параметры потребления услуг были приближены к реальным показаниям и расширены, однако следует понимать, что они являются стандартным универсальным допущением, а не отражением фактических моделей потребления, сложившихся в сотовых сетях, - отмечают аналитики. - Для расчета стоимости услуг в сегменте низкого потребления использовались эконом-предложения, рассчитанные на несовершеннолетних и людей старшего поколения, для расчета среднего уровня потребления – стандартные pre-paid–предложения и "легкие" постоплатные тарифные планы, для высокого уровня потребления – тарифные предложения с высокой стоимостью единицы трафика и/или большим объемом включенных услуг". Получив среднее значение каждой из трех "мобильных корзин" – малой, средней и дорогой, - аналитики сравнили стоимость услуг сотовой связи, как по регионам РФ, так и по операторам.
В региональном рейтинге самая низкая стоимость "малой корзины" зафиксирована в Республике Адыгея и Краснодарском крае, а также в Ростовской, Тамбовской, Нижегородской, Кемеровской областях, Республике Марий Эл. Самая низкая стоимость "средней корзины" наблюдается в Новгородской, Кемеровской, Псковской, Томской областях, республиках Карелия и Марий Эл.
В категории тарифов "дорогой корзины", где средний показатель по России составляет 813,8 руб., самые низкие ценовые предложения представлены в Нижегородской, Мурманской, Ивановской, Тамбовской, Курской, Липецкой, Орловской областях. Из "большой тройки" наиболее "доступным" оператором в этой категории является "ВымпелКом" со стоимостью корзины 717,1 руб.
Помимо ранжирования субъектов Федерации по каждой из категорий потребления, аналитики ComNews Research составили интегральный рейтинг регионов по стоимости услуг сотовой связи.
Первое место в этом рейтинге в 2013 г., как и в 2012 г., занимают Москва и Московская область. В категорию наиболее дорогих регионов также включены Республика Саха (Якутия) и Сахалинская область, что в значительной степени объясняется общим высоким уровнем потребительских цен. Фактор высоких потребительских цен является также определяющим в Свердловской и Тюменской областях, а также в Приморском крае.
Любопытно, что Санкт-Петербург, являясь "второй столицей" России, не вошел ни в одну из шести десяток лидеров ни по дороговизне, не по дешевизне услуг ни в одном из сегментов. "Важно говорить о том, что цены на услуги связи в Санкт-Петербурге гораздо ниже, чем в Москве, а качество - выше. Хотя цены могли бы быть сравнимыми с московскими исходя из покупательной способности, требований абонентов к качеству, сложности региона в силу плотности населения и других причин. Это результат многолетней конкуренции четырех операторов на рынке", - уверен глава PR-службы "Tele2 Россия" Константин Прокшин.
"Именно конкуренция в большей степени влияет на уровень цен, а не уровень доходов населения в том или ином регионе, - соглашается пресс-секретарь ОАО "ВымпелКом" Анна Айбашева. - Например, в Забайкальском крае уровень цен один из самых высоких, так как на протяжении долгого времени на рынке присутствовали только МТС и "МегаФон". "Различие стоимости услуг в разных регионах обусловлено разным уровнем экономического развития субъектов Федерации и конкурентной ситуацией в каждом из них", - лаконично заявила репортеру ComNews пресс-секретарь ОАО "МТС" Ирина Агаркова, отказавшись при этом комментировать непосредственно результаты исследования.
В целом же опрошенные ComNews операторы сотовой связи не очень охотно дают комментарии по исследованию. "Вызывает вопросы сама методика: непонятно, как она учитывает скидку за платеж. Между тем сейчас широко используется обнуление стоимости звонка внутри сети при условии платежа. Также непонятно, как методика учитывает тип тарификации, который тоже влияет на стоимость разговоров", - скептична Анна Айбашева. "Мы не знаем методологию исследования, поэтому нам сложно его комментировать", - вторит коллеге пресс-секретарь ОАО "МегаФон" Юлия Дорохина. При этом она добавляет, что "МегаФон", разумеется, видит тенденцию к снижению стоимости на услуги мобильной связи. "Основная причина этого - рост популярности услуг на базе передачи данных и ОТТ-сервисов", - уверена Юлия Дорохина.
"Вообще линейка тарифов у операторов дифференцирована под различные потребности абонентов, то есть один тариф может быть выгоден для звонков внутри сети, другой - для звонков в страны СНГ, третий больше подходит для Интернета и т.д., - заключает Анна Айбашева. – Но в исследовании это не отражено".
Алексей Рерих