Итоги III квартала ПАО "Т2 РТК Холдинг" (Tele2) подводит с оптимизмом. "Период снижения ряда финансовых и операционных показателей, вызванный процессом интеграции, активным строительством сетей 3G/4G и низким уровнем потребления мобильного интернета, заканчивается. Мы ожидаем их роста в будущие периоды", - заявил генеральный директор компании Михаил Носков.
Повод для оптимизма у оператора есть – его абонентская база впервые за год увеличилась. По итогам III квартала она составила 35,5 млн человек (рост год к году 0,4%), что на 800 тыс. больше, чем было во II квартале. Напомним, в первом полугодии количество абонентов оператора снижалось. До показателей прироста "большой тройки" "четвертому" оператору пока далеко, но в Tele2 называют этот рост "значительным". "Главное - мы переломили тренд по снижению абонентской базы", - заявил представитель компании Константин Прокшин. Падение базы в первом полугодии в компании объясняют тем, что в регионах, где Tele2 заместил "Ростелеком", не было продвижения. Первые запуски под новым брендом начались лишь во II квартале. Прирост абонентов связан с маркетинговой активностью в этих регионах (14 "перезапусков" под брендом Tele2 в III квартале), запуском сетей передачи данных (12 регионов в III квартале) и ростом подключений в ранее запущенных регионах.
Еще один повод для оптимизма – стабильно высокий уровень CAPEX, который демонстрирует компания в этом году. По итогам III квартала инвестиции Tele2 составили 8,9 млрд руб. Это почти в три раза больше, чем за аналогичный период 2014 г. Если сравнивать с предыдущими кварталами, объем вложений несколько снизился (9,4 млрд руб. было во II квартале и 10 млрд руб. – в I квартале). Тем временем Tele2 по-прежнему лидирует среди федеральных операторов по соотношению CAPEX к выручке - 37% в III квартале. Для сравнения, у МТС этот показатель составил 16,2%, у "ВымпелКома" - 17,5%, у "МегаФона" - 32,4%. "Tele2 не стала сокращать CAPEX в кризис, поскольку у компании запланирована и согласована с акционерами большая инвестиционная программа. Кроме того, как показывает рыночная практика, сокращение CAPEX в период кризисов приводит к потере позиций на рынке", - заявил Константин Прокшин.
Напомним, по итогам первого полугодия Tele2 по сумме капзатрат обогнал "ВымпелКом" - 19,4 млрд руб. (Tele2) против 16,8 млрд руб. ("ВымпелКом"). По итогам 9 месяцев представителю "большой тройки" удалось выправить ситуацию – "ВымпелКом" с начала года вложил 29,1 млрд руб., а Tele2 - 28,3 млрд руб.
Представители Tele2 заявляют, что соотношение CAPEX к выручке на уровне 35-40% компания намерена удерживать, как минимум, до конца года. Другое дело, что выручка этого оператора пока значительно ниже, чем у представителей "большой тройки". А по итогам III квартала компания продемонстрировала снижение по этому показателю год к году на 4,2% - до 23,9 млрд руб. Но это меньше, чем снижение по итогам II квартала – 7,1% год к году. Падение в компании объясняют сменой парадигмы потребления услуг связи – доходы от голосовых услуг падают, а от передачи данных растут. В случае с Tele2 голос падает так же, как у других операторов, а выручка от мобильного Интернета растет пока не так стремительно. "Вследствие того, что большая часть сетей 3G и 4G Tele2 была запущена в коммерческую эксплуатацию только во II и III кварталах 2015 г., рост выручки от передачи данных пока не может компенсировать падение голосовой выручки оператора", - пояснил Константин Прокшин.
Драйверами роста для компании в ближайшее время станет набор абонентской базы в Московском регионе (сеть оператора в столице запущена в эксплуатацию 22 октября 2015 г., см. новость ComNews от 22 октября 2015 г.), а также продвижение услуг скоростного мобильного Интернета, утверждают представители Tele2. В качестве стратегической цели компания обозначила увеличение числа активных пользователей мобильного Интернета.
EBITDA Tele2 по итогам III квартала составила 5,5 млрд руб. (снижение на 15,1% год к году), а рентабельность по этому показателю снизилась до 23,2%. Свободный денежный поток компании опять ушел в минус - 3,1 млрд руб. Напомним, что по итогам II квартала это показатель составил 4,7 млрд руб. также с отрицательным знаком. Эти непозитивные результаты компания объясняет масштабной программой строительства сетей 3G и 4G.
ARPU оператора по итогам III квартала составил 227 руб. (минус 6,4% год к году), MOU – 365 минут (на 8,1% меньше, чем год назад). Tele2 по-прежнему демонстрирует самый низкий уровень стоимости минуты разговора - 0,62 руб. по итогам III квартала 2015 г. Для сравнения, у МТС показатель APPM составил 0,88 руб., результат "ВымпелКома" - 1,03 руб. "МегаФон" эти данные не раскрывает.
Tele2 продемонстрировал улучшение динамики показателей – падение выручки замедлилось и начался рост абонентской базы, оценил отчетность Tele2 за III квартал аналитик Газпромбанка Сергей Васин. Он также отметил, что при этом оператор сохраняет низкий отток абонентов на уровне 8,3%. "Пока Tele2 демонстрирует слабые результаты по сравнению с другими операторами "большой четверки". Важную роль в относительно слабых результатах играет долговременное отсутствие у компании лицензий 3G/4G. Tele2 только разворачивает эти сети и потребуется время для восстановления темпов роста выручки", - сказал эксперт.
Финансовый аналитик ИХ "Финам" Тимур Нигматуллин оценил отчетность Tele2 как "нейтральную". "Судя по всему, сокращение ARPU и операционной выручки является прямым следствием агрессивной ценовой политики оператора, в том числе в рамках экспансии на рынок Московского региона. Сокращение MOU, вероятно, обусловлено как переходом на новую методику расчёта, так и опережающим темпом роста абонентской базы владельцев смартфонов со сравнительно низким MOU и высоким потреблением услуги передачи мобильных данных", - сказал он.
По прогнозу Сергея Васина, в 2016 г. показатели Tele2 должны значительно улучшиться. "По результатам Tele2 за III квартал преждевременно судить об итогах объединения с "Ростелекомом", однако уже видны сильные позитивные тренды. Мы ждем результатов 2016 г., когда начнет появляться полноценный эффект от запуска сетей 3G/4G, а также от освоения московского рынка", - заявил аналитик Газпромбанка.
На рентабельность Tele2 негативно повлияли расходы на развертывание сети в Москве, считает начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгий Ващенко. По его прогнозу, ситуация должна выправиться в IV квартале, в итогах которого компания, в частности, отразит запуск московской сети. "Это добавит еще 300 тыс. клиентов, но ARPU начнет расти только в I квартале 2016 г., когда закончатся рекламные промо-акции", - считает эксперт.
Виталий Акимов