По данным участников опроса, 10% респондентов видят себя сразу в двух ролях – эмитентов и инвесторов. При этом бизнес-сообщество в России нуждается в более высоком уровне информированности о ЦФА. В качестве отказа от потенциального выпуска ЦФА эту причину обозначили 57% опрошенных.
Среди участников опроса виден большой разрыв между ожидаемыми сроками эмиссии и инвестирования ЦФА. Сроки размещения свободной ликвидности, которые преимущественно выбирают респонденты не превышают 30 дней. При этом для 72% потенциальных эмитентов оптимальный срок привлечения средств через эмиссию ЦФА - не менее 90 дней.
Стоимость заимствований через выпуск ЦФА для бизнеса не является барьером для респондентов, поскольку текущий уровень кредитных ставок вполне отвечает ожиданиям потенциальных инвесторов к доходно¬сти вложений. 47% из них рассчитывают на премию, превышающую на 1,5% банковские депозиты или ключевую ставку ЦБ, которые используются ими в качестве ориентира.
Несмотря на наличие развитой культуры оценки кредитных рисков контрагентов, 60% респондентов заявили о потребности в дополнительной независимой финансовой оценке от несвязанных с ними нефинансовых компаний, 6% согласны инвестировать только в ЦФА финансовых компаний.
«ЦФА пока новый продукт для России, но уже более четверти компаний готовы использовать его для решения бизнес-задач и рассматривать как перспективное направление в управлении ликвидностью. Для развития этого рынка необходимо активнее информировать бизнес о преимуществах ЦФА и запустить вторичный оборот цифровых активов. Это позволит сбалансировать сроки эмиссии и инвестирования ЦФА. По нашей оценке, суммарный объем рынков, которые потенциально могут стать целевыми для выпуска ЦФА, составляет от 30 до 35 трлн рублей. Даже с консервативной оценкой его проникновения, как нового инструмента, в 3-5%, в среднесрочной перспективе объем рынка может составить 1-2 трлн рублей», – комментирует Антон Мусатов, генеральный директор ВТБ Факторинг (ГК).
В исследовании перспектив использования ЦФА приняли участие 292 компании, представляющие все бизнес-сегменты из широкого спектра отраслей. Основу базы респондентов (60%) составили компании малого и среднего бизнеса с выручкой до 2 млрд рублей, 40% респондентов представляли верхний сегмент среднего и крупный бизнес с годовой выручкой 2 млрд рублей и выше.
Исследование также описывает подходы компаний к оценке кредитного риска контрагентов, потенциальные объемы и сроки размещения временно свободной ликвидности в компании нефинансового сектора, ожидаемую доходность вложений и готовность бизнеса использовать ЦФА для заимствований или размещения временно свободных средств.