Инициаторами проекта выступила компания «Прометей» совместно с группой компаний NST, которая самостоятельно разработала программно-аппаратный комплекс для реализации услуг IPTV. NST основывает развитие своего бизнеса на зарегистрированном авторском изобретении метода условного доступа, контроля за контентом в компьютерных сетях CAS - Conditional Access System. Этот программно-аппаратный механизм является основным элементом в отношениях связки «правообладатель-вещатель-потребитель» и позволяет ограничивать доступ к цифровым телепрограммам.
Как утверждают разработчики, данная система не уступает по своей функциональности таким мировым брендам как Irdeto, Viaccess, Verimatrix и др. «Ранее система условного доступа NST CAS, которая и является ядром решения, была успешно протестирована рядом провайдеров Санкт-Петербурга, - рассказал Роман Венедиктов, директор компании ООО «Прометей». - Данная система позволяет защитить авторские права компаний, производящих контент. Это является первым пунктом, с которого надо начинать бизнес-проект по построению решений IPTV. Чисто технические вещи: кодеки, мультикаст, юникаст, связка с биллингом - уже вторичны».
Данная система успешно опробована на наземных сетях передачи данных и отвечает всем традиционным потребностям IPTV. Как поясняют в NST, главная особенность решения заключается в том, что, во-первых, оно не требует перекодировки материала, а шифрование не затрагивает исходное качество, во-вторых, кроме гарантии просмотра видео за плату, система позволяет ограничивать время просмотра уже скачанного видеоматериала. Также при определенных условиях правообладатель может получить статистику продаж и просмотров в режиме реального времени.
«Мы уверены, что наша система позволит увеличить долю доходов правообладателей и легальные доходы наших партнеров. По сравнению с распространением DVD, реализация продаж с помощью CAS NST практически исключает «серые» схемы видеопиратства», - считают представители группы компаний NST.
Помимо программного компонента, NST-Media также будет предоставлять приставки для телевизоров (Set-Top-Box), опытная партия которых в ближайшее время будет собрана на производственной базе в Петербурге. «Мы осознаем технические и финансовые затраты операторов по подключению абонентов к IPTV и именно поэтому открыли свое производство и центр разработок в Санкт-Петербурге. В дальнейшем планируется вывести на рынок многофункциональное устройство, позволяющее предоставить «одной коробкой» весь спектр телекоммуникационных услуг: телефонию на 2 порта FXS; Wi-Fi, NAT, DHCP, IPTV – 1 Ethernet порт WAN и 4 Ethernet порта LAN, - рассказал о планах компании г-н Венедиктов. – Данное устройство пойдет на пользу всем: оператор получит более дешевое решение для включения абонентов, а потребитель - универсальное мультимедийное устройство».
Но нельзя забывать, что при всех прочих плюсах, предлагаемые решения должны быть совместимы с другими системами условного доступа.
Новоиспеченный оператор IPTV рассматривает различные варианты сотрудничества с клиентами - от чисто технологической доставки ТВ сигнала до решения «под ключ», включая отношения с правообладателями. По мнению г-на Венедиктова, сегодня на рынке IPTV нет конкуренции, поэтому оператор рассчитывает на широкую целевую аудиторию.
Однако с меньшей уверенностью об успехе проекта говорят его конкуренты. «Вполне вероятно, что у компании все получится, если они смогут справиться с теми трудностями, с которыми сталкиваются большинство новых провайдеров», - считает Юрий Москачев, генеральный директор Home-IPTV. По его мнению, руководителям нового контент-агрегатора, прежде всего, нужно уделить внимание анализу рынка и необходимых инвестиций, а также провести тщательный отбор кадров, чтобы создать слаженную команду. Кроме того, для удачного старта нового проекта необходимо качественное оборудование, удачно продуманные маркетинговые ходы и благоприятные обстоятельства на рынке.
«В целом, у нового проекта неплохие шансы на успех, во многом благодаря тому, что услуги IPTV уже стали массовыми, - уверен Юрий Москачев. - Их проникновение среди клиентов компании уже достигает 30%. Приход нового игрока, естественно, сделает рынок более конкурентным, а значит, остальным операторам придется искать новые пути развития. Учитывая, что они только начали развиваться, их жизни не позавидуешь. В любом случае, в выигрышной ситуации останется пользователь, т.к. получит более продвинутый сервис за меньшие деньги». Появление профильных компаний привлечет дополнительный интерес к отрасли и позволит гораздо быстрей продвинуть IPTV в действительно широкие массы, также считает Юрий Москачев.
На сегодняшний день рынок IPTV только формируется, поэтому любой желающий сможет выйти в этот сегмент бизнеса и занять определенную нишу, считают в петербургском филиале компании «ВестКолл». При этом успех нового проекта смогут обеспечить оригинальное контентное наполнение и грамотный маркетинг. Другой вопрос, насколько будет прибыльным бизнес, если рынок поделится на большое количество маленьких операторов. «В Европе услуга IPTV окупается только большими телекоммуникационными компаниями, в нашем случае самые большие перспективы у «Ростелекома». Но вопрос – зачем такой крупной компании брать ТВ у агрегатора, когда есть реальная финансовая возможность сделать платформу самостоятельно», - отметила руководитель направления IPTV петербургского филиала «ВестКолл» Наталья Тимофеева.
При этом нельзя забывать и о трудностях, с которыми сталкивается новый игрок на рынке IPTV. По мнению г-жи Тимофеевой, запуская проект IPTV, многие операторы задумываются только о затратах на приобретение оборудования, станции IPTV. Однако существуют высокие ежемесячные платежи за достойный контент.
Говоря о перспективах данного сегмента телекоммуникационного рынка в России, г-жа Тимофеева выразила уверенность, что услуга IPTV станет полноценной массовой услугой только после внедрения государственной программы цифровизации. «Также закрытие торрентов, отказ операторов от контрафактного контента внутри локальных сетей во многом будет способствовать внедрению услуги в массы», - добавила Наталья Тимофеева. По мнению Натальи Тимофеевой, наиболее приемлемой ценой за подобные услуги станет сумма от 250 рублей за пакет из минимум 60 каналов.
Дарья Афонина