Минтруд продолжает возражать против ускоренного перехода компаний на электронный кадровый документооборот, рассказали источники “Ъ”, знакомые с письмом министра Максима Топилина в правительство по этому вопросу. По данным “Ъ”, теперь Минтруд просит правительство скорректировать проект паспорта федерального проекта «Нормативное регулирование цифровой среды», который является частью нацпроекта «Цифровая экономика» и предполагает введение электронного кадрового учета с 2020 года. Документ одобрен правкомиссией по цифровому развитию под руководством вице-премьера Максима Акимова 16 октября в Сколково, но должен быть еще утвержден президиумом проектного офиса — его возглавляет премьер-министр Дмитрий Медведев. Когда это произойдет, пока неизвестно. Бизнес и ответственные за цифровизацию чиновники рассчитывают на сохранение в нынешней редакции. Минтруд же считает, что разработку подходов к электронному кадровому документообороту необходимо продлить. В паспорте проекта для этого предусмотрена вторая половина 2019 года — Минтруд же предлагает до июня 2020 года только «сформировать подходы, определить этапы и сроки» перехода, а до конца 2021 года — зафиксировать их законом.
Напомним, еще летом Белый дом поручил Минтруду, Минэкономики, Минфину и Минкомсвязи внести в Госдуму до конца октября законопроект о переходе на электронные трудовые книжки. По данным Минтруда, реформа должна затронуть 58,7 млн человек и 4,7 млн юрлиц. До 29 октября этого года Минтруд готов внести уже представленный им проект закона — он «в основном поддержан» работодателями и профсоюзами на Российской трехсторонней комиссии, однако предполагает запуск электронного учета трудовой деятельности на базе ПФР лишь с 2021 года, при этом бумажные трудовые работодатель должен будет вести еще шесть лет — и отказаться от них сможет только по заявлению работника. При обсуждении же в Аналитическом центре при правительстве представители бизнеса и профсоюзов высказались за отмену большинства кадровых документов в бумажном виде уже с 2020 года.
Ранее Минтруд аргументировал отложенный переход пожеланиями самих россиян, привыкших к бумажным документам, теперь же ведомство говорит о необходимости подготовить «решения, касающиеся цифровой подписи, архивного хранения данных и защиты их передачи, юридической значимости электронных документов», говорят источники “Ъ”.
По словам собеседников “Ъ” в Белом доме, у Минтруда нет никаких причин откладывать переход на электронные документы — все ведомства, участвующие в разработке проекта закона, согласны с позицией бизнеса.
«Как показывает опыт пилотного проекта с электронным больничным — его на базе Сбербанка сейчас проводит Фонд социального страхования,— быстрый переход на электронные документы реален и выгоден и работодателю (за счет снижения расходов), и работнику (за счет сокращения бюрократии)»,— отмечает вице-президент Сбербанка Анна Попова, глава рабочей группы АНО «Цифровая экономика».
Впрочем, по данным “Ъ”, дискуссия может развернуться не только о сроках цифровизации — но и о том, кто будет администрировать данные.
«Ведение электронных документов может достаться ведомству с лучшими показателями в части учета. К ним относятся ПФР и Федеральная налоговая служба, однако ПФР уже уступил налоговой часть своих функций (сбор страховых взносов)»,— отмечает источник “Ъ” в правительстве. Отметим, впрочем, что администрирование электронных кадровых документов другой структурой потребует передачи от ПФР и других функций — и речь де-факто может идти о создании принципиально нового единого центра учета данных о населении.
Анастасия Мануйлова, Надежда Краснушкина