Вчера на сайте правительства были опубликованы информационные материалы о национальных проектах по 12 направлениям стратегического развития, установленным Указом президента России от 7 мая 2018 года №204 "О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года". В их числе и нацпроект "Цифровая экономика РФ".
Согласно документу, в период с 1 октября 2018 г. по 31 декабря 2024 г. на "Цифровую экономику" выделят более 1,6 трлн руб. При этом почти 1,1 трлн руб. возьмут из бюджета и 535,3 млрд руб. - из внебюджетных источников. Любопытно, что в числе альтернативных источников финансирования значатся: предоставление универсальных услуг связи (45,5 млрд руб.) и расходы при дополнительном финансировании (157,3 млрд руб.).
Однако в октябре прошлого года на форуме "Открытые инновации" министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Константин Носков представил структуру и финансирование национального проекта "Цифровая экономика РФ", где фигурировали иные цифры. Существовавшая тогда одноименная программа, утвержденная распоряжением правительства от 28 июля 2017 г. №1632-р, была скорректирована и преобразована в нацпроект с учетом майского указа президента.
В презентации Константин Носков указал, что расходы федерального бюджета по направлениям национального проекта в период с 2019 г. по 2024 г. составят 1,08 трлн руб. Выступая на пленарном заседании на форуме "Открытые инновации", глава правительства РФ Дмитрий Медведев подтвердил: "Цифровая экономика" переформатирована в национальный проект, и на его развитие мы направим 2 трлн руб. инвестиций, в том числе 1,08 трлн руб. из федерального бюджета".
Если сравнивать озвученные в презентации Константина Носкова цифры с опубликованными правительством РФ вчера, получается, что на реализацию нацпрограммы "Цифровая экономика РФ" потратят больше средств из федерального бюджета, тогда как из внебюджетных источников, наоборот, привлекут в два раза меньше финансирования. Таким образом, в совокупности объем сумм, выделяемых из федерального бюджета и внебюджетных источников, сократился по сравнению с озвученным ранее.
Что касается направлений "Цифровой экономики", то наибольший объем финансирования в нацпрограмме остался за "Информационной инфраструктурой". Правда, изменился порядок цифр. Согласно вчерашнему документу, на направление "Информационная инфраструктура" направят 772,4 млрд руб., тогда как Константин Носков озвучивал цифру в 413,4 млрд руб. Претерпели изменения и другие направления "Цифровой экономики". На "Цифровые технологии" потратят 451,8 млрд руб. (против 282,1 млрд руб.), на "Цифровое государственное управление" - 235,7 млрд руб. (против 226,3 млрд руб.), на "Кадры для цифровой экономики" - 143,1 млрд руб. (против 138,7 млрд руб.), на "Информационную безопасность" - 30,2 млрд руб. (против 18 млрд руб.) и на "Нормативное регулирование цифровой среды" - 1,7 млрд руб. (против 1,6 млрд руб.).
Среди основных событий на текущий год правительство поручило законодательно закрепить правовой статус российского сегмента интернета, его инфраструктуры и порядка функционирования; обеспечить нормативное регулирование по удаленной биометрической идентификации и облачной подписи, легализации смарт-контрактов, подходам к управлению общедоступными данными и государственными реестрами.
Также в этом году по нацпроекту "Цифровая экономика" создадут информационную систему мониторинга и управления сетями связи общего пользования, утвердят Концепцию создания и развития сетей 5G/IMT-2020, разработают меры поддержки отечественных производителей телекоммуникационного оборудования и создадут Генеральную схему развития сетей связи и инфраструктуры городов.
В числе прочего, в 2019 г. создадут национальный стандарт классификации ЦОД и примут федеральный закон, регулирующий вопросы создания и функционирования особых правовых режимов в условиях цифровой экономики (так называемых "регуляторных песочниц").
В 2020 г. создадут систему отраслевого регулирования использования киберфизических систем (включая интернет вещей), законодательно обеспечат предустановку отечественных антивирусных программ на все персональные компьютеры, разработают и введут в эксплуатацию государственной информационной системы "Федеральный портал пространственных данных".
В 2021 г. правительство поручило создать корпоративные и отраслевые центры Государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак (ГосСОПКА) и защищенную цифровую среду взаимодействия двойного назначения на базе отечественных технологий для работы в стандарте LTE-450 для нужд МВД России, МЧС России, Росгвардии. В этом же году рассчитывают ввести национальные стандарты обработки массивов больших данных, обеспечить социально значимые государственные (муниципальные) услуги/сервисы в цифровом виде и др.
В 2022 г. создадут отечественную цифровую платформу сбора, обработки, хранения и распространения данных дистанционного зондирования Земли из космоса в рамках проекта "Цифровая Земля". В 2023 г. внедрят межведомственный электронный документооборот с применением электронной подписи в деятельность федеральных и региональных ОИВ и создадут платформу для обмена информацией между государством, гражданами, коммерческими и некоммерческими организациями (инфраструктура "Цифровой профиль").
В 2024 г. должен начать функционировать "электронный паспорт" гражданина РФ и появиться система спутниковой связи "Экспресс-РВ" с использованием космических аппаратов на высокоэллиптических орбитах и т.д.
Ознакомившись с документом, заместитель директора по науке и развитию АО "ИВК" ("Информационной Внедренческой Компании") Валерий Андреев, отметил, что указанный объем финансирования абсолютно недостаточен. Он обращает внимание на то, что большая часть суммы, выделяемой на реализацию национальной программы "Цифровая экономика", предназначена для направления "Информационная инфраструктура". "Если распределить деньги по годам, то очевидно, что максимум, на что их хватит – это построение условного гособлака", - сетует эксперт.
Директор департамента ИТ-аутсорсинга ALP Group Дмитрий Бессольцев также выделяет в документе "Информационную инфраструктуру". По его мнению, это "правильный фокус". Он объясняет свою позицию тем, что для цифровизации нет ничего важнее правильного выстроенного, изначально здорового и надежного ИТ-инфраструктурного "фундамента", который состоит из российского общесистемного ПО, оборудования, преднастроенных программно-аппаратных комплексов на базе отечественных решений и т.д. "И это внушительная, но адекватная цифра, учитывая сколько вопросов нужно решить, чтобы правильно этот фундамент построить. И кадровых, и прикладных (государственные сервисы и пр.) и других", - говорит он.
Сумма, выделенная на информационную безопасность, обескураживающе мала, продолжает анализировать документ специалист ИВК. "Построение цифровой экономики может сводиться к механическому импортозамещению. Надо выделить как минимум раз в десять больше средств, чтобы сформировать новые прорывные принципы ИБ, новые методы защиты. Кроме того, суть не только во внедрении средств защиты как таковых, а в том, чтобы заменить фундамент корпоративных ИС – операционную систему и стек примыкающих к ней системообразующих программных продуктов. Сейчас, по официальным данным, более 85% предприятий и организаций, в том числе в стратегически важных отраслях ТЭК, работают на устаревших, уязвимых версиях Windows", - рассказывает Валерий Андреев.
Ему вторит президент Infowatch Наталья Касперская. По ее словам, кибербезопасность должна быть безусловным приоритетом, хотя пока по выделенным на нее бюджетам этого не скажешь. За пять лет благодаря спросу госкомпаний отечественные разработчики разовьют свои продукты, а затем должен последовать интерес коммерческих клиентов, рассчитывает Наталья Касперская.
Валерий Андреев также замечает, что катастрофически мало денег заложено на направление "Нормативное регулирование цифровой среды". "Рынку, повторюсь, необходимы внятные методики построения цифровой экономики для каждой отрасли, которые могут быть четко транслированы в поэтапные планы для каждого предприятия и организации. И что совершенно изумляет – полное отсутствие планов по финансированию развития и использования отечественных аппаратных средств – компьютеров, сетевых устройств и др. А ведь без этого невозможно обеспечить настоящую технологическую независимость цифровой экономики", - резюмирует он.
Анна Устинова