В контакте с провайдерами/могут работать социальные сети

Бум социальных сетей стал одним из основных драйверов рынка широкополосного доступа в Интернет. Пока создатели сайтов типа "В контакте" и "Одноклассники" думают, как конвертировать многомиллионную армию пользователей в деньги, провайдеры успешно на них зарабатывают, а работодатели спешно закрывают доступ к этим сайтам для своих сотрудников.

Так, по словам генерального директора компании "Комлинк телеком" Сергея Горелова, в декабре рост трафика в сети провайдера составил 50%, а в январе -- 100%. При этом основную долю в этом приросте составил именно доступ к "Контакту" и "Одноклассникам". Действительно, в феврале этого года сайт "В Контакте" вышел на первое место по популярности в российском сегменте Интернета, потеснив оттуда традиционно лидирующий портал Mail.Ru, а третье место в рейтинге занимает портал "Одноклассники". На сайте "В Контакте" по вечерам просматривается более 12 тыс. страниц в секунду, а количество пользователей онлайн достигает 450 тыс. Всего же на сайте более 8 млн зарегистрированных пользователей. Ни один другой сайт в истории российского Интернета не достигал подобных показателей. "В Контакте" на данный момент является лидером СНГ по объему отдаваемого трафика и количеству просмотров страниц.

"Одноклассники" заявляют о 12 млн пользователей и уже научились конвертировать посещаемость в рекламу, а вот "В Контакте" пока не демонстрирует какой-либо коммерческой составляющей. "Аудитория привыкла к тому, что у нас рекламы нет, это является одним из наших преимуществ и причин популярности, поэтому мы прорабатываем другие способы монетизации нашей посещаемости. Например, мы уже достаточно давно зарабатываем на "профессиональных контактах" -- то есть связи работодателей и соискателей вакансий, а на днях также запустили платный сервис с оплатой через SMS", -- говорит PR-менеджер проекта "В Контакте" Михаил Равдоникас. В частности, этот сервис подразумевает под собой "голосование" за ту или иную анкету на сайте.

Тем временем на популярности социальных сетей весьма успешно зарабатывают интернет-провайдеры. Причем, судя по тому, что во многих офисах системные администраторы стали закрывать доступ к "Контакту" и "Одноклассникам", заработки провайдеров за счет этих ресурсов немаленькие. "В Контакте" не разглашает объем отдаваемого трафика, однако сообщает, что суммарная емкость всех каналов достигает 10 Гбит/с. Если их среднюю загрузку принять даже за 50%, то в месяц объем трафика превысит 1,5 Тб -- то есть 1,5 млн Гб. Для сравнения: у ОАО "Телекомпания 'Санкт-Петербургское кабельное телевидение'", второго по числу абонентов провайдера в Петербурге, ежемесячный объем трафика составляет около 300 Тб. У магистрального провайдера, продающего трафик "обычным" провайдерам, предоставляющим услуги конечным пользователям, 1 Гб стоит около 5 рублей -- то есть эти провайдеры суммарно зарабатывают на одном только "В Контакте" около 7,5 млн рублей в месяц. Конечным пользователям трафик обходится значительно дороже: от 50 до 1000 рублей за 1 Гб, в зависимости от объемов потребления для частных лиц (в среднем -- 200 рублей), и в среднем 600 рублей для корпоративных клиентов. С учетом неплохого заработка операторов владельцы социальных сетей, в принципе, могут особо не задумываться о платных сервисах на своих ресурсах и взимать плату за генерацию трафика со своих партнеров-провайдеров.

К тому же, по словам участников рынка, в дальнейшем объем генерируемого социальными сетями трафика будет только расти. "Количество мультимедийной информации -- фотографий, видеороликов и аудиозаписей, хранящихся на этих сайтах, стремительно растет", -- говорит господин Горелов. "Основным драйвером роста являются не сколько сами социальные сети, сколько развитие именно 'тяжелых' медиасервисов. Социальные сети сегодня просто находятся на волне моды, как пару лет назад блоги, а в будущем массовый интерес привлечет видеохостинг -- не случайно недавно тот же youtube.com объявил о выходе в Россию. Это приведет к еще большему росту объемов потребляемого трафика -- при этом владельцам сайтов нужно будет еще изобрести эффективную бизнес-модель, а провайдеры, оказывающие услуги конечным пользователям, заработают в любом случае. Хотя линейной зависимости здесь нет -- большинство частных пользователей предпочитают безлимитные тарифы, но многие из них выберут более дорогой тариф с более высокой скоростью доступа, а значит, средняя выручка операторов будет расти", -- говорит главный финансовый директор "Рамблер Медиа" Артур Акопьян. Действительно, в Петербурге уже наблюдается явная тенденция: провайдеры закрывают тарифы со скоростью доступа 128 и 256 кбит/с, заменяя их 512 и 1024 кбит/с соответственно. "Тем не менее потенциал роста еще очень велик. В России средний пользователь Интернета проводит в сети в среднем 12 часов в месяц, в то время как в Европе -- 40-50 часов. И это время во многом зависит от скорости доступа", -- говорит господин Акопьян.

Илья Шатилин

Тематики: Интернет, Web

Ключевые слова: Интернет-провайдеры, веб-сервис, www вконтакте ru, социальные сети