В мае 2006 года СПбГУ получил грант в рамках приоритетного национального проекта «Образование» на реализацию проекта «Инновационная образовательная среда в классическом университете». Его ключевая цель - внедрение современных технологий в образовательную среду университета. Одна из университетский площадок, где проект нашел применение, – кафедра «Прикладная информатика (в области искусств и гуманитарных наук)» факультета филологии и искусств. Прием студентов на данную специальность был открыт в 2001 году.
Проект «Виртуальный Храм» проводится СПбГУ совместно с Русским музеем. Помимо факультета филологии и искусств в нем принимают участие преподаватели исторического факультета, которые предоставляют для реализации проекта необходимые исторические документы. Воссоздание храма Спаса на Нередице в 3D формате осуществляется на базе Лаборатории мультимедиа. Поддержка Лаборатории осуществляется в рамках проекта «Инновационная среда» и на ее базе разрабатываются несколько инновационных проектов Университета.
«Виртуальный музей» – попытка преподавателей и студентов использовать инновационные технологии в общественно-значимых, культурных целях. Храм Спаса на Нередице был построен в XII веке в Великом Новгороде и почти полностью разрушен во время Великой Отечественной войны. В послевоенные годы этот образец новгородской школы архитектуры и храмовой росписи был реставрирован, но уже без большей части фресок и внутреннего убранства. В музейных архивах сохранились черно-белые фотографии внутреннего и внешнего убранства храма, часть фресок и зарисованные с них акварели. Как отмечают эксперты, ансамбль фресок храма Спаса на Нередице, созданный новгородскими мастерами в начале XII в. имеет общероссийское значение, поскольку от него берет начало новгородская школа иконописи, максимально развившаяся в XIII-XIV вв.
Единственный способ восстановить фрески уникального сооружения - воссоздание в виртуальном пространстве. В числе задач участников проекта – моделирование архитектурной модели храма, фресок и церковной утвари. Сайт виртуальный музей храма Спаса на Нередице в 3D-формате будет открыт осенью 2007 года по адресу nereditca.nw.ru. Посетители смогут увидеть изменения внешнего и внутреннего убранства новгородского храма, которые происходили с ним на протяжении веков. Как отмечают участники проекта, другой инновационный вариант, где виртуальная разработка ансамбля фресок может быть применима – создание проекции фресок на стены храма, которые сегодня закрашены белой штукатуркой. Для этого потребуется установка специальных проекторов по внутреннему периметру храма, а также разработка системы точного наложения.
Как отметил заведующий лабораторией мультимедиа факультета филологии и искусств СПбГУ Николай Борисов, единственный способ показать современникам древний облик уникального храма – воссоздать его с помощью современных компьютерных технологий.
Кроме того, студенты СПбГУ планируют воссоздать в трехмерном пространстве типичную новгородскую деревню XII века и усадьбу новгородского иконописца Олесея Гречина, который, по мнению некоторых историков принимал участие в росписи фресок уникального храма. На сегодня в виртуальной среде уже разработаны трехмерные реконструкции построек и ведутся работы по возможности интеграции человека в виртуальное пространство усадьбы, с целью в перспективе организации виртуальных экскурсий. Так, данные опыты были проведены на медиастудии университета прикладных наук в Миккели, Финляндия.
Весной 2008 года совместно с Русским музеем СПбГУ проведет выставку «Нередица. Связь времен» в ЦВЗ «Манеж». На ней будет представлен студенческий проект виртуального музея, который воссоздает облик Спаса на Нередице. Выставка будет полностью посвящена истории древнерусского храма, созданного новгородцами в эпоху домонгольской Руси.
Сегодня исторические 3D-реконструкции на базе кафедры прикладного программирования разрабатываются в двух направлениях. Одно из них - Древняя Русь, в рамках которой развиваются проекты «Виртуальный храм» и виртуальный экспонаты археологических раскопок Старой Ладоги, датированные XII веком, а также воссоздание виртуальной модели древнеримской крепости Илурат, которая располагается на территории современно Феодосии и Керчи. Крепость действовала в I-III вв. н.э. В рамках этого проекта студенты и преподаватели кафедры воссоздают крепость по фрагментам, которые были найдены при раскопках этой местности. Например, по разрозненным фрагментам была воссоздана 3D модель бронзового зеркала, которое теперь можно рассмотреть в виртуальном формате.
Как отметил старший преподаватель кафедры информационных систем в искусствах и гуманитарных науках Сергей Швембергер, сегодня в России практически отсутствуют заявки на воссоздание мультимедийных художественно и научно достоверных памятников. Можно перечислить множество мультимедийных ресурсов на музейную тематику, однако особенность проектов университета заключается в том, что в основе лежит работа по воссозданию утраченных памятников живописи и архитектуры.
В числе наиболее значимых проектов можно отметить виртуальные музеи «Русского Музея» и «Эрмитажа». С 2003 года Государственный Русский музей реализует проект создания центров «Русский музей: виртуальный филиал». Его реализация осуществляется в партнерстве с АФК «Система», а генеральным спонсором программы является компания «Мобильные ТелеСистемы». Проект представляет собой информационно-образовательный центр, созданный на базе научных, образовательных и методических разработок ведущих специалистов музея. Напомним, что в марте текущего года был открыт филиал музея в Кирове (см. выпуск новостей nn.ict-online.ru от 7 марта 2007 г.), в Кировском областном художественном музее им. В.М. и А.М.Васнецовых. Центр стал 25-ым по счету среди подобных центров, открытых Русским музеем в России и за ее пределами.
Другой проект виртуальный Эрмитаж создан в партнерстве с компанией IBM. В рамках сотрудничества специалисты IBM разработали инновационный и высокотехнологичный сайт Эрмитажа (hermitagemuseum.org), где посетители могут просматривать, осуществлять поиск в 12 категориях (от картин до скульптур, ювелирных украшений и костюмов). Сайт получил несколько наград, включая «Лучший онлайн-музей мира» журнала National Geographic Traveller, а его средняя посещаемость – до 300 тыс. просмотров в день.