О сроках начала проекта и его названии сообщил на пресс-конференции в ТАСС заместитель министра транспорта РФ Александр Пошивай. Прокладывать кабель будет головной исполнитель проекта – компания "Управление перспективных технологий" (УПТ). Оператором подводной оптической линии определено ФГУП "Морсвязьспутник".
По данным генерального директора "Морсвязьспутника" Андрея Куропятникова, сумма инвестиций в проект составит 65 млрд руб. Генеральный директор АО "Управление перспективных технологий" Алексей Стрельченко рассказал, что помимо "Полярного экспресса", УПТ построит в Мурманске новый завод по производству подводного оптического кабеля. "Этот завод начнет работу в мае 2021 г., - утонил Алексей Стрельченко. - Он расположится рядом с причальной стенкой, чтобы сразу грузить произведенный кабель на суда. Дело в том, что подводный оптический кабель очень тяжелый - 1 км такого кабеля весит две тонны".
В самом УПТ на запрос ComNews не ответили. АО "Управление перспективных технологий" принадлежит группе физических лиц, а реестродержателем этой компании является АО "Независимая Регистраторская Компания Р.О.С.Т.". Интернет-сайт УПТ не работает, однако по доступной в открытых источниках информации, эта структура была создана еще в 1989 г. в рамках программы Академии наук СССР для работы в области телекоммуникаций. Среди первых крупных кабельных проектов УПТ - построение волоконно-оптических линий связи для Центра управления полетами Российского космического агентства и агентства ИТАР-ТАСС. По информации Андрея Куропятникова, у УПТ есть опыт построения подводных ВОЛС, в том числе и в Арктике.
"Трансарктическая линия "Полярный экспресс" пройдет от Мурманска до Владивостока. Ее общая протяженность составит 12650 км, и она будет проложена по географически кратчайшему и не имеющему аналогов маршруту между Европой и Азией", – сказал Александр Пошивай. Вдоль кабельной трассы планируется установить 150 оптических ретрансляторов, а кабель будет состоять из шести пар волокон: четыре пары - для транзита трафика Европа-Азия, а две - для выхода на берег. Скорость передачи по волокнам составит до 100 Тбит/с. Зарубежные операторы в Европе и Азии, с сетями которых будут организованы стыки "Полярного экспресса", пока не определены (за это, как и международное взаимодействие проекта в целом, отвечает ФГУП "Морсвязьспутник").
Заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Денис Ушаков отметил, что основная задача проекта "Полярный экспресс" - обеспечение инфо-коммуникационными сервисами инфраструктуры портов в Арктике, вдоль Северного морского пути и в Дальневосточном федеральном округе, а также создание ЦОДов в этой зоне. Андрей Куропятников добавил: "Порты связаны с агломерациями - городами и поселками. Параметры проекта учитывают и перекрывают потребности портовой инфраструктуры, и мы заинтересованы в работе не только с портами, но и гораздо шире".
Генеральный директор ФГУП "Росморпорт" Александр Смирнов сообщил: "Мы оперируем 68 портами, 16 из них - в Арктической зоне, их годовой грузооборот - 996 млн тонн (46% нефть, 20% - СПГ, 16% уголь), и 22 порта в ДВФО. Мы проектируем объекты ГМИСС, эксплуатируем объекты безопасности мореплавания, и для этих целей нужна связь - спутник для этого не годится. Автономная навигация также невозможна без высокоскоростного интернет-соединения".
Алексей Стрельченко заявил на пресс-конференции, что вся линия будет построена к 2026 г. УПТ будет вести инженерные изыскания, проектировать линию, прокладывать кабель и создавать необходимую береговую инфраструктуру. В проекте "Полярный экспресс" будет задействовано девять судов, два из которых - кабелеукладчики. По словам гендиректора УПТ, прокладка первого участка линии "Полярный экспресс" - от поселка Териберка в Мурманской области (где уже создана береговая станция и наземная инфраструктура) до поселка Амдерма в Ненецком АО - стартует в июне 2021 г. Параллельно УПТ займется инженерными изысканиями на участке Диксон-Тикси.
Наряду с "Полярным экспрессом", в Арктической зоне РФ запланированы еще два подводных кабельных проекта: Arctic Connect (за ним стоят ПАО "МегаФон" и финская Cinia Oy) и "Северной Сияние" (инициатор - петербургское ОАО "СУПЕРТЕЛ"). Инициаторы проекта "Полярный экспресс" обошли вопрос о конкуренции с этими линиями, при этом Андрей Куропятников сказал: "У нас год назад было взаимодействие с компанией "МегаФон", но никаких договоренностей пока не существует".
"Мы рады, что вопросы создания инфраструктуры и цифровизации Арктического региона привлекают все больше внимания со стороны госструктур и бизнеса, – сказала корреспонденту ComNews пресс-секретарь ПАО "Мегафон" Юлия Плехова. – Это актуальная и важная задача. Мы поставили ее перед собой в 2019 году, подписав соглашение, давшее старт проекту Arctic Connect. Трансарктическая линия связи позволит справиться с растущим трафиком между континентами, а отводы от основной линии обеспечат доступ к качественной связи для потребителей Арктики и Дальнего Востока – как частных абонентов, так и бизнеса".
В июне 2020 г. ПАО "МегаФон" и АО "Росгеология" подписали договор на проведение морских исследований для прокладки Arctic Connect. В начале этого года оператор подписал соглашения о взаимодействии в рамках этого проекта с пятью российскими регионами – республикой Саха (Якутия), Чукотским автономным округом, Коми, Ненецким автономным округом, Сахалинской областью.
"МегаФон" и Cinia Oy объявили о создании международного консорциума для строительства океанического оптоволоконного маршрута, соединяющего Европу и Азию по Арктическому пути, летом 2019 г. В консорциуме предполагалось участие нескольких компаний. 3 декабря 2019 г. совет директоров "МегаФона" одобрил участие ПАО "МегаФон" в компании Arctic Link Development Oy путем приобретения до 50% ее голосующих акций. Arctic Link Development Oy - совместное предприятие "МегаФона" и Cinia Oy для реализации проекта Arctic Connect.
Arctic Connect - не единственный проект создания волоконно-оптических линий связи по дну арктических морей. Альтернативная идея зародилась на два года раньше: в 2017 г. ОАО "Супертел" (российский производитель оборудования связи) разработало проект по прокладке подводной ВОЛС по дну российских северных и восточных морей от Мурманска до Владивостока, получивший название "Северное Сияние". В начале 2020 г. проект обрел финансового партнера в лице банка "Россия", но для старта требовалось определить участников со стороны государства.
Анастасия Самсонова
Леонид Коник