Как говорят эксперты, опрошенные «Известиями», курс на импортозамещение в IT-сфере в России осуществляется уже несколько лет. До начала 2022 года всё шло довольно медленно из-за объективных трудностей: отсутствия полнофункциональных аналогов иностранных решений, широкого использования продуктов крупных вендоров и высокой стоимости замены.
По словам управляющего партнера Swordfish Security, эксперта в области кибербезопасности и ПО Алексея Антонова, именно поэтому на начало 2022 года доля локальных решений, используемых государством и бизнесом, не превышала 30%.
— Сегодня проблемы, затрудняющие переход на отечественные разработки, никуда не делись, но у нас нет выбора. Расходы всё равно будут, поэтому аналоги создавать нужно, причем оперативно, — говорит Антонов.
Как объясняет эксперт, импортозамещение в сфере ПО уже идет ускоренными темпами. Отрасли есть на что опереться: к примеру, реестр российского ПО уже сейчас содержит почти 13 тыс. отечественных программных продуктов. При этом и государство, и бизнес заинтересованы в том, чтобы закрыть основные потребности, а затем осуществить по возможности полный переход на российские решения.
— Наибольшие трудности испытывают сейчас крупные организации, использующие программные решения больших вендоров с десятками тысяч рабочих мест по стране, как SAP или Oracle. Им придется осуществлять переход постепенно, — считает Антонов.
По мнению эксперта, помочь крупным организациям смогут российские партнеры, осуществлявшие поддержку их продуктов годами. Они прямо сейчас работают над устранением аварийных ситуаций в IT-инфраструктуре и над переходом на отечественное ПО.
В свою очередь, директор по акселерации по направлению «ТЭК и Промышленность» кластера информационных технологий фонда «Сколково» Алексей Борисов отмечает, что сегодня в России нет никакой паники с импортозамещением в российской IT-сфере. У российских компаний всё будет работать даже в случае ухода западных вендоров с российского рынка.
— Большинство из них сохранили техподдержку. Наиболее критичным для экстренной замены оказались облачные сервисы, которые тоже меняют на альтернативы, переводя в российские PaaS (способы предоставления клиентам готовой программной среды) и центры обработки данных (ЦОД), — подчеркивает Борисов.
По утверждению Алексея Борисова, сегодня нет таких зарубежных решений или программных продуктов, которые нельзя было бы заменить на российские аналоги. Конечно, на этом пути возникает ряд препятствий: к примеру, недостаточная (или просто иная) функциональность, а также возможные сложности в работе с новыми продуктами у пользователей. Впрочем, последняя проблема решается программами переподготовки.
— Не надо искать продукты, способные сразу заменить решения от одного западного вендора на одного российского вендора. Это невозможно, да и не нужно. Именно поэтому надо смотреть на весь IT-ландшафт со стороны бизнес-процессов, а не пользователей, — считает собеседник «Известий».
Как говорит директор по акселерации по направлению «ТЭК и Промышленность» кластера ИТ фонда «Сколково», порой иная конфигурация российских IT-решений дает большие бизнес-преимущества, чем зависимость компании от одного западного вендора. Такой вендор, может, и хорош в основном продукте, но, навязывая свои дополнительные решения, якобы удобные в рамках одной платформы, он заставляет работать пользователей как раз в менее выгодных для бизнеса условиях.
В свою очередь, директор по IT компании Oberon Дмитрий Пятунин рассказывает, что сегодня наблюдается рост темпа импортозамещения в крупных российских корпорациях ― «Газпроме», «Росатоме» и РЖД.
―Текущий прогресс замещения IT-инфраструктуры в этих компаниях невысокий, но стоит отметить, что на протяжении последних двух лет игроки формируют собственные центры компетенций импортозамещения ― сотрудники проходят обучение и переподготовку на отечественные решения, ― говорит Дмитрий Пятунин.
По словам эксперта, такие организации уже к концу 2022 года планируют увеличить рост импортозамещения в среднем в два раза. В результате по соответствующим отраслям его доля достигнет 100% для критических закрытых контуров ― сетей управления технологическими процессами.
В качестве примеров успешного импортозамещения в сфере ПО Дмитрий Пятунин приводит ОС ROSA Linux (компания «НТЦ ИТ РОСА»), ОС ALT Linux (компания «Базальт-СПО») и ОС Astra Linux (компания «РусБИТех-Астра»). В части обеспечения автоматизированных рабочих мест пользователей, по мнению Пятунина, стоит отметить компанию «Мой Офис», которая предлагает офисный пакет и сервер электронной почты. Кроме того, существуют и российские системы автоматического проектирования (САПР) ― в том числе Renga (компания Renga Software) и nanoCAD (компания «Нанософт»).
Недавно Минцифры России заявило, что ведет работу над маркетплейсом отечественных программных продуктов, который планирует открыть до конца весны. Как говорит Алексей Антонов, такие концепции, как репозиторий приложений или маркетплейс ― это тренд последнего времени.
― На первом этапе магазин будет запущен для устройств на Android, а в перспективе, возможно, и iOS. Есть понимание, что через какое-то время это централизованно структурируется. Сейчас непонятно, все ли приложения там будут или нет, ― объясняет управляющий партнер Swordfish Security.
Эксперт объясняет, что многие приложения из гипотетического маркетплейса установить будет не так просто: возможно, понадобится интеграция и работа над построением процессов. Однако клиенты часто обращаются с этим вопросом к своим техническим партнерам, интеграторам и так далее, а они (интеграторы) сами достаточно хорошо знают и понимают рынок.
― Думаю, скоро все эти порталы соединятся и будут показывать действительно полную информацию о приложениях, рекомендуемых к использованию, ― считает Антонов.
По его словам, еще одним плюсом таких маркетплейсов является централизация: к примеру, репозиторий мобильных приложений может внедрить определенные техники обеспечения безопасности всех приложений в нем. Таким образом, репозиторий станет «доверенным» с точки зрения информационной безопасности.
Если говорить о сложностях, с которыми сталкиваются российские IT-компании в сфере импортозамещения, то к ним директор по IT Oberon Дмитрий Пятунин относит реализацию аппаратных решений. По словам эксперта, сегодня производство сетевого оборудования, систем хранения данных и серверов зависит от цепочек поставок электронных компонентов и микрочипов и испытывает глубокий кризис.
― Кроме того, существует функциональный разрыв в развитии САПР. Также есть ряд вопросов, связанных с сопровождением западного софта, реализованного с применением баз данных Microsoft SQL Server и Oracle, но не имеющего реализацию под базы данных с открытым исходным кодом (MariaDB, Postgresql), ― говорит Пятунин.
Если же говорить о технологических стартапах, то основным вызовом для них эксперт называет одновременное сокращение рынка и объема доступных инвестиций. Скорее всего, модель финансирования стартапов будет обеспечена через поглощение ограниченного количества команд крупными IT-компаниями.
По мнению генерального директора tada.team Андрея Демина, быстрое импортозамещение IT невозможно. Это связано с несколькими факторами, и в первую очередь с самими механизмами работы информационных систем.
— Основная часть систем не универсальны, как, например, продукты, одежда и предметы интерьера. Технологические решения должны быть адаптированы под конкретного заказчика — это называется внедрением. В крупной компании оно занимает от полугода до двух-трех лет. И дело не в том, что решение будет российским, просто сама замена оборудования — длительный процесс, — говорит он.
Как считает Демин, сегодня в России есть достойные IT-продукты: даже если пока их недостаточно, они появятся в ближайшее время. Однако первое время у них не будет важной составляющей современного успешного решения — пользовательского опыта, на получение которого могут потребоваться месяцы, а то и годы.
— У международных компаний большая выборка пользователей, они много лет на рынке, потому они постоянно оптимизируют продукты, делая их удобнее, комфортнее, дешевле для конечного потребителя. Российским компании в период импортозамещения этот путь еще только предстоит пройти. Потому, чем больше среди наших клиентов будет бизнес-компаний, которые вдумчиво выбирают решения и готовы за них платить, тем лучше будут наши продукты, — объясняет эксперт.
В случае если в сфере IT сохранится конкурентная среда, то в течение следующих 3–5 лет в России появятся продукты, которые составят реальную конкуренцию западным аналогам. Та же Tada.team — коммуникационная среда для бизнеса —легко может заменить американский Zoom как инструмент для видеосовещаний.
— За последний месяц количество наших пользователей росло в три раза быстрее, чем ранее. Судя по тому, что мы наблюдаем, эта тенденция будет только усиливаться, мы ожидаем, что в апреле темпы роста наших пользователей увеличатся еще в несколько раз. Мы российская компания, что удобно и безопасно на данный момент, — говорит Андрей Демин.
Ужесточение санкций в отношении экономики России создало ряд проблем для участников рынка. Вместе с тем теперь российские компании смогут занять освободившиеся ниши, предлагая потребителям свои решения взамен зарубежных. А нарастить объемы продукции — дело времени, считает исполнительный и технический директор АО «СиСофт Девелопмент» (CSoft Development) Игорь Орельяна Урсуа.
— Много лет иностранное ПО потоком шло в Россию и пользовалось спросом, обусловленным в том числе привычками пользователей и дорогой маркетинговой политикой. Теперь, когда зарубежные разработчики IТ один за другим уходят с рынка или приостанавливают здесь свою деятельность, даже скептики, критикующие процессы импортозамещения, убедились, что нужно иметь национальную альтернативу: это уменьшит технологическую зависимость государства, — говорит собеседник «Известий».
По его словам, когда иностранные компании покинули рынок, выяснилось, что российское ПО предоставляет отличные инструменты для информационного моделирования, превзошло по широте охвата инженерных специальностей зарубежные решения и способно реализовать задачи импортозамещения.
— Преимущество перехода на отечественные разработки заключается еще и в экономической выгоде применения отечественных технологий информационного моделирования (ИМ). Выпускаемый на их основе продукт может быть дешевле, а деятельность заказчика и его подрядчиков — прозрачней, производительней и оперативнее, — отмечает Орельяна Урсуа.
Как говорит эксперт, сегодня отечественные технологии информационного моделирования (ТИМ) применяют многие специалисты в области гражданского и промышленного строительства: это позволяет им повысить эффективность проектирования зданий, сократить сроки строительства объектов, свести к минимуму риск появления ошибок при подготовке проектной документации и снизить трудозатраты специалистов.
Массовое внедрение современных технологий моделирования в проектных и строительных организациях обеспечит возможность качественно повысить уровень автоматизации отечественной строительной отрасли, уверен собеседник «Известий».
Сегодня процесс импортозамещения в России нацелен на системный подход как к трансформации самой IT-отрасли, так и к формированию адекватного спроса у заказчиков. Это ― возможность быстрее развивать отечественные решения.
― При этом надо понимать, что цель трансформации IT-отрасли ― это не замкнуться в своих решениях в рамках России, а создать такой потенциал развития, который будет востребован в будущем по всему миру, ― считает Алексей Борисов.
При этом, отмечает эксперт, важно понимать, что в мире всегда будет конкуренция. Поэтому все-таки надо не копировать продукты, созданные другими, а создавать их при помощи знаний о технологических трендах и финансовых возможностей, выделенных под импортозамещение и цифровую трансформацию. Правда, востребованными они могут оказаться лишь через 5–7 лет.
― Не сомневаюсь, что где-то через три года мы увидим серьезный рывок в развитии отечественных IT-решений в области программных продуктов и хорошую проработанную базу проектов для аппаратных решений, необходимую для развития отечественной микроэлектроники и строительства собственных производственных мощностей, ― заключает эксперт «Сколково».
Мария Фролова