Клуб «Web-бизнес» (в прошлом ITКлуб) - это регулярные встречи в неформальной обстановке, площадка для общения предпринимателей из различных отраслей бизнеса. В задачи клуба входит знакомство представителей офлайн-бизнеса с возможностями Интернета, посредничество между профессиональной средой ИТ и теми, кто только начинает использовать сеть для развития бизнеса. Организаторы клуба – портал itnews.spb.ru, принадлежащий компании WebMeaster.Spb. Последняя основана в 1999 году и является одним из крупнейших игроков на петербургском веб-рынке. Предыдущая встреча клуба проводилась летом текущего года и была посвящена продвижению коммерческих сайтов (см. новость от 20 июня 2007 г.).
Первым на очередном заседании клуба, состоявшемся 23 октября 2007 года, взял слово директор по развитию компании Trinet Алексей Довжиков. Своим докладом он помог определиться с основными понятиями. Так, он рассказал, что появление термина Social Media Optimization (SMO), или продвижение сайта в социальных сетях, принято связывать с публикацией Рохита Баргавы (Rohit Bhargava), в которой автор сформулировал 5 правил SMO. Под SMO понимают комплекс мер, направленных на привлечение на сайт посетителей из социальных сетей. По мнению Алексея Довжикова, принципиальной разницы между SMO и SMM (Socail Media Marketing) – нет. Он также провел сравнительный анализ основных типов рекламных компаний – имиджевой, продуктовой и торговой, и отметил, что среди рекламных средств Интернета баннеры в любых видах рекламной кампании, безусловно, лидируют, но в соцсетях качество контакта выше. Однако этот метод требует осторожного подхода.
Скептическую ноту в отношении SMO внес и генеральный директор компании Umi Studio Сергей Котырев. По его мнению, SMO придумана не нами и тем более не является проверенной временем технологией, тогда как любые техники манипулирования сознанием людей априори мало изучены, плохо управляемы и потому рискованны. В качестве примера Сергей Котырев рассмотрел такое явление, как корпоративные блоги, довольно модное как в глобальной Сети, так и в Рунете. Популярных блогов среди них в действительности мало, основной недостаток – отсутствие интересного контента, способного привлечь пользователей: не каждой компании дано иметь в штате талантливого рассказчика. Кроме того, статистика скандалов, связанных с использованием подобных приемов, выше историй успеха. Известно, что пользователи чувствительны к навязыванию мнения со стороны и быстро вычисляют «подсадных» участников блогов и социальных сетей. Поэтому Сергей Котырев сделал акцент на том, что двигают бизнес не пиар, а идеи.
Одному из аспектов продвижения в социальных сетях был посвящен доклад менеджера по маркетингу и PR HeadHunter - Санкт-Петербург Анастасии Ефремовой. Она рассказала об инструментах Интернета, пригодных для формирования имиджа компании как работодателя. Эти инструменты, по мнению Анастасии Ефремовой, актуальны потому, что согласно данным исследований все большее количество соискателей (до 97,2 %) используют для поиска работы Интернет. Помимо разделов вакансий корпоративных ресурсов, job-порталов и ресурсов кадровых агентств пользователи обращают внимание также и на форумы, блоги, отзывы о компании в социальных сетях. Поэтому она посоветовала компаниям мониторить ситуацию, не отказываться от комментирования высказываний в свой адрес, а также создавать собственные блоги и сообщества. Она также привела в пример опыт HeadHunter: им запущена собственная профессиональная социальная сеть Webby (аналог «Моего круга»), также сеть HeadHunter-Live, создано сообщество в сети «В контакте.ру».