«Поскольку, по всей видимости, законопроект принимается в ускоренном порядке и скоро станет законом, наши юристы подготовили комментарии по проекту и предложения по минимально необходимым правкам в его текст. Надеемся, они будут учтены», — заявила РБК daily вице-президент по корпоративным вопросам «Яндекса» Марина Янина.
В законе, по мнению юристов компании, должна быть предусмотрена возможность блокирования конкретных материалов по прямой ссылке. Ограничение доступа ко всему сайту, предусмотренное законопроектом, «Яндекс» предлагает применять только тогда, когда потенциального нарушителя невозможно заставить исполнить судебное решение. Неадекватность подобной практики широко обсуждалась при принятии закона SOPA (Stop Online Piracy Act) в США, посвященного защите интеллектуальной собственности в Интернете, говорится в документах «Яндекса». Он был отклонен по причине нарушения фундаментальных прав.
Юристы компании считают, что в уведомлениях правообладателя к информационному посреднику обязательно должна содержаться прямая ссылка на оспариваемый материал. В действующей редакции законопроекта такого требования нет. «Создается параллельная административно-судебная процедура блокирования сайтов, владельцы которых получат информацию о нарушении уже из исполнительного листа либо уведомления органа власти, уполномоченного принимать решения о блокировках, и обязаны будут реагировать в рамках крайне жестких сроков без какой-либо возможности запросить дополнительную информацию либо оспорить решение», — отмечается в документах.
В своем официальном блоге «Яндекс» также опубликовал ответ на заключение по законопроекту комитета Госдумы по культуре. Комитет предлагает внести поисковики в сферу действия закона, а также во внесудебном порядке включать сайты-нарушители в реестр запрещенных сайтов и распространить механизм блокировки на книги, статьи и фотографии. Депутаты хотят ввести административную ответственность для поисковиков за нарушение всех этих процедур. «Яндекс» выступил против всех этих предложений.
Вчера вечером свою позицию по этому вопросу также озвучил Google. Внесенный в Госдуму законопроект, по мнению представителей компании, не соответствует поставленной цели и международному опыту регулирования авторского права в цифровую эпоху. Google предлагает ориентироваться на американское законодательство: «Процедура уведомления и снятия, закрепленная, например, в DMCA (Digital Millennium Copyright Act, закон об авторском праве, действующий в США. — РБК daily), которой большое количество российских правообладателей успешно пользуются на примере работы видеохостинга YouTube, позволяет правообладателю добиваться блокировки принадлежащего ему контента в очень короткий срок».
Компания предупреждает, что жесткое регулирование, задуманное с целью побороть контрафакт, способно не только навредить развитию Интернета и погубить платформы дистрибуции легального контента, но также лишить правообладателей маркетинговых и финансовых возможностей.
Гендиректор компании «Зуйков и партнеры» Сергей Зуйков уверен, что пожелания интернет-компаний законодателями услышаны не будут: «На сегодняшний день то, что происходит в Интернете с авторскими правами, можно назвать беспределом. Любой поисковик с легкостью выдаст кучу ссылок на нелегальные сайты, где можно скачать тот или иной фильм, книгу, песню и т.д. Такая ситуация перестала устраивать государство, и возникло желание навести хоть какой-то порядок в этой сфере».
В Госдуму документ был внесен 7 июня депутатами Владимиром Бортко, Еленой Драпеко, Марией Максаковой-Игенбергс и Марией Кожевниковой. С интернет-отраслью и профильными министерствами он не обсуждался, утверждают игроки рынка.
Евгений Красников