Yota: по итогам и перспективы

«Скартел» (оператор WiMAX, торговая марка Yota) неспешно подвел итоги трех кварталов 2010 года – с момента старта компании удалось набрать чуть больше 680 тыс. абонентов (данные на конец октября), причем основной рост все-таки случился еще в прошлом году, в текущем он замедлился: было привлечено всего 230 тыс. клиентов. Не будет преувеличением сказать, что абоненты компании уже давно имеют опыт общения с мобильной беспроводкой и многие из них бежали от медленных провайдеров, в том числе и «большой тройки» сотовых операторов. Так что выручка оператора в объеме 2,642 млрд рублей за три квартала 2010 года – это деньги, которые абоненты решили вложить в быстрый Интернет по технологии WiMAX. По сути, клиентам все равно, каким образом они получат доступ в сеть – пусть в будущем это будет и LTE, – главное, чтобы он был быстрым, тарифы разумными, а клиентское оборудование – недорогим.

В целом оптимизм руководства компании «Скартел» вполне понятен – стартовав на достаточно развитом рынке, она успешно отнимает у «большой тройки» самых активных клиентов, которые готовы платить за доступ в сеть в мобильном режиме. Причем даже если 24 % клиентов Yota используют тариф «Yota День», то делают они это в среднем четыре дня в месяц – это уже дает компании ARPU, сравнимый с аналогичным среднемесячным показателем в сотовой связи. Ну а 76 % клиентов, как отметил исполнительный директор Yota в России Игорь Торгов, предпочитают ТП «Yota Месяц» – это уже 900 рублей за каждые четыре недели работы в Сети. Правда, замедление роста привлечения новых клиентов («Скартелу» каждый из них стоит $30), по мнению аналитика ИК «Финам» Эльдара Вагабова, является не очень хорошим сигналом, хотя подобная ситуация вполне естественна – чем дальше, тем сложнее новому игроку наращивать базу активных клиентов. 

Интересную тенденцию можно отметить в части используемого оборудования – здесь позиции компаний «большой тройки» и «Скартела» схожи: подавляющая часть активных пользователей ходит в Сеть с помощью USB-модемов (к примеру, у «Скартела» ими пользуется около 80 % клиентов). На втором месте следуют ноутбуки (15 %), далее роутеры – стационарные и мобильные (4 %), а на последнем месте «кирпичик» HTC MAX (1 %). Беда мобильного WiMAX в том, что под него нет нормальных смартфонов, возможно, эта проблема будет решена для сетей LTE, которые собирается развивать Yota. 

А вот с финансовой ситуацией у компании сплошные вопросы. Формально, по словам генерального директора компании Дениса Свердлова, «выручка растет на 10 % в квартал», к примеру, 981,5 млн рублей в третьем квартале и 893,8 млн рублей во втором, причем маржа «скакнула» с 4,8 % аж до 17,9 %. Но чистый долг компании не особенно радует – всего к концу 2010 года общий объем привлеченных кредитных средств составит более $340 млн. Причем, «исходя из выручки в $87 млн и средней по отрасли марже OIBDA в 40 %, показатель total debt/OIBDA составляет 3,9, что немало», озадачен Эльдар Вагабов. 

Игорь Торгов (слева) и Денис Сведлов (справа):
«Наша маржа выросла с 4,8 до 17,9 %!» 

Подобная ситуация объясняется только тем, что для оператора это первый полноценный год работы со строительством множества новых сетей: инвестиции в оборудование «съедают» львиную часть расходов. При том что лизинг (прямой и обратный) составляет большую часть привлеченных за первые три квартала 2010 года денег – $87,2 млн. Большую часть этих средств оператор получил не наличными, а оборудованием «с помощью кредитно-экспортных агентств из Южной Кореи и Китая», отмечает Денис Свердлов. За счет привлеченного финансирования было установлено оборудование для новых ЦОДов в Казани и Самаре, расширена транспортная сеть в 5 городах (Москва, Санкт-Петербург, Уфа, Сочи, Краснодар), установлено более 1,1 тыс. новых базовых станций и закуплено оборудование для 550 новых объектов. Кроме того, сети LTE строятся в Казани (см. новость раздела Yota LTE от 31 августа 2010 г.), Новосибирске и Самаре – каждый город ориентировочно стоит компании от $10 млн. 

Перспектива для развития у «Скартела» присутствует в двух вариантах. Первый сценарий можно считать оптимистичным, когда регулятор наконец-то определится с тем, что он считает сетями LTE, для того чтобы их можно было строить и эксплуатировать легально. В таком случае компания успевает начать эксплуатацию новых сетей раньше всех федеральных конкурентов. Второй вариант – затягивание регулятором этой определенности, что «заморозит» инвестиции в LTE со стороны «Скартела» и даст возможность зарабатывать только на мобильном WiMAX. В этом случае темпы развития, конечно, будут меньше. Единственное, в чем нет сомнений, – появление на российском рынке такого стартапа существенно сбило цены на проводной ШПД в местах присутствия Yota. Уже за это нового оператора можно только приветствовать.

Автор: Максим Букин.

Тематики: Фиксированная связь, Интернет, Маркетинг, Финансы

Ключевые слова: Yota, Yota.ru, Yota 4G, Yota WiMAX