Проблемы книгоиздательств и библиотек
Издательства, осуществляющие выпуск нон-фикшн изданий – «ЭКСМО-АСТ» и «Альпина» столкнулись с необходимостью «зачистки» выпускаемой литературной продукции, поскольку упоминания запрещенных в России социальных сетей встречаются не просто в изданиях, а непосредственно в названии: на обложках и корешках. Под раздачу попали такие книги как «Инстаграм: хочу likes и followers» Инди Гогохии, «Феномен «Инстаграма» 2.0: все новые фишки» Любови Соболевой, «Администратор Instagram. Руководство по заработку» Евгения Козлова и Дмитрия Кудряшова, «Бизнес в Instagram. От регистрации до первых денег» Артема Сенаторова, «Как зарабатывать в Instagram» Дарьи Манеловой и другие. Помимо того, что актуальность таких книг снизилась до нуля после отказа платформы Meta* размещать рекламу российских предпринимателей, теперь и сами соцсети обрели в России статус запрещённых.
Но если с новыми книгами, которые должны были уйти в типографию на печать или допечатку тиража, всё понятно, то с товарными остатками на складах и в магазинах всё не так прозрачно. По идее, законодательство не имеет обратной силы, то есть, если деяние было совершено до вступления в силу закона, совершивший такое деяние не должен нести наказание за него. Однако, для понимания, в какой момент совершено деяние: в момент написания книги, её передачи в типографию, или в момент продажи книги, требуются разъяснения от юристов.
Представители крупных книжных сетей ждут этих разъяснений с большим напряжением, поскольку в современном книжном мире авторы в первую очередь становятся узнаваемыми в соцсетях, и только потом выходят на издательства. Вследствие этого значки используемых автором соцсетей размещаются на большинстве книг, а любой популярный автор старается использовать максимум социальных сетей для увеличения потенциального круга читателей. Таким образом, достаточно большой процент книжной продукции имеет на обложках запрещенные маркировки. И это ещё не рассматриваются те книги, где названия запрещенных социальных сетей вплетены в сюжет, как часть современной, а точнее, уже прошедшей реальности.
Пока что однозначно вопрос решен только книгам, готовящимся к печати – в их обложки будут вносится доработки. Решения по продукции, остающейся в продаже, на складах и в библиотеках, представители книжного рынка планируют решать после соответствующих разъяснений от правительства. Такого мнения придерживаются сеть книжных магазинов «Читай-город – Буквоед», «Альпина», «ЭКСМО-АСТ», а также электронная библиотека «ЛитРес».
Сложности ритейлеров и производителей пищевой продукции
Но с не меньшими сложностями столкнулись и продуктовые ритейлеры. Должны ли они изымать из своих сетей продукцию с неистёкшим сроком годности по причине наличия на её упаковке маркировки с запрещёнными соцсетями?
Над тем же вопросом ломают головы и поставщики: если это действительно так, то производителям, которые зачастую занимаются только фасовкой закупленной продукции и перепродажей её в сети магазинов, придётся потерпеть многочисленные убытки.
Массу финансовых затрат придется понести из-за логистических задач по забору продукции из магазинов и доставке новой в других упаковках. Также последуют расходы, связанные с распаковкой продукции и очисткой её от «неправильной» упаковки, из-за разработки новых дизайнов упаковки (ведь чем-то надо занять освободившиеся пустые места), из-за расходов на новую упаковку и из-за перепаковки продукции, которая за это время может подойти к концу своего срока годности. Процедура перепаковки помимо расходов на персонал может уменьшить и конечное количество продукции, особенно сыпучей, не говоря о скоропортящихся товарах в вакуумной упаковке.
«Руспродсоюз», в который входят такие крупные производители как «Мистраль Трейдинг», «Руссоль», «Дымов», «Макфа», «Май» и др., отправил запрос в Генпрокуратуру с просьбой подтвердить, что упаковка с логотипами и ссылками на ресурсы в запрещенных соцсетях платформы Meta* может продолжать использоваться в торговле.
Если упаковку всё же потребуется заменять, товары будут выведены из оборота на время изменения дизайна упаковки, изготовления этой упаковки, доставки её производителям, и т.д. Учитывая рост цен на упаковку с начала года на 65-95%, а также невозможность сотрудничества с зарубежными поставщиками, миссия приближается к невыполнимости.
Промежуточным вариантом может стать заклеивание запрещенной символики стикерами. Но это тоже приведет к изыманию продуктов из товарооборота, который и так сейчас сопровождается повышенным спросом и товародефицитом. У производителей есть и другие сложности, которые им приходится преодолевать – меняется логистика, идёт увеличение себестоимости продуктов.
В условиях повышенного спроса любое изымание продуктов из товарооборота невозможно. Вопросы законности использования старых партий упаковки, заказанных до решения суда, для новых партий товара, а также судьбы текущих остатков товара на складах требуют немедленного внимания регуляторов. Пока компании-производители не пришли к единому мнению о том, как сейчас можно действовать, оставаясь в рамках закона, не неся колоссальных убытков и не создавая больший дефицит.
Кроме того, большую правовую неопределенность создает тот факт, что само решение суда по признанию Meta* экстремистской организацией не опубликовано в официальных источниках, отмечает издание КоммерсантЪ, и публикация его не планируется. Это еще сильнее затрудняет возможность верного истолкования и дальнейших правомерных действий.
В то же время юристы считают, что в каждом конкретном случае решение может приниматься непосредственно правоохранительными органами или судом, которые могут опираться как на здравый смысл, так и на формальный подход, вынося наказание только по одному факту размещения изображений. Несмотря на то, что запрет на упоминания в первую очередь направлен на СМИ, без официальных разъяснений контролирующих и надзорных органов в данном случае не обойтись.
*Meta признана экстремистской организацией, запрещена на территории России