В пресс-службе группы ЛСР подробно рассказать об условиях сотрудничества с «Информ-связью» отказались. «В настоящий момент в рамках пилотного проекта к сервисам «Информ-связи» подключены три дома в одном из жилых комплексов девелопера. Это сделано для того, чтобы у будущих жителей была возможность подключения к тому или иному оператору и выбора предлагаемых опций. Говорить о каких-либо деталях до результатов пилотного проекта пока преждевременно», — сообщили в пресс-службе компании в ответ на запрос РБК Петербург.
В пресс-службе уточнили, что стратегическим партнером по подключению домов ЛСР к услугам связи является компания «Ростелеком». «Разрывать с ними сотрудничество мы не намерены», — добавил представитель девелопера.
Однако, по словам источника РБК Петербург, знакомого с деталями договора между ЛСР и «Информ-связью», последняя станет единственным инфраструктурным оператором не только в существующих, но и в строящихся домах ЛСР.
Иными словами, «Информ-связь» может получить исключительное право на строительство и управление инфраструктурой в объектах девелопера и будет выполнять функции посредника между операторами связи и жильцами.
«В теории схема может выглядеть следующим образом. Компании, на услуги которых жильцы ЛСР предъявили спрос, приходят к Кулаженкову, заключают с ним контракт и начинают предоставлять услуги через его инфраструктуру, отчисляя «Информ-связи» определенный процент от выручки», — объясняет собеседник РБК Петербург. — Причем это могут быть любые услуги фиксированной связи — от телефонии и интернета до видеонаблюдения и сигнализации».
Модель взаимодействия девелопера и телекоммуникационных компаний через инфраструктурного оператора пока не распространена на российском рынке в силу высоких рисков. Главный из них заключается в том, что выбранный девелопером инфраструктурный оператор станет навязывать жильцам услуги определенной телекоммуникационной компании, считает гендиректор компании «Комфортел» Дмитрий Петров.
«Несколько лет назад аналогичный проект появился на нашем рынке. Однако он так и не был запущен, поскольку инфраструктурный оператор — компания «Мета-сервис» был аффилирован с телекоммуникационной компанией «Ниеншанц-Хоум». Посредник пытался в первую очередь подключить клиентов именно к этой компании и только при их полном несогласии привлекал к сотрудничеству других провайдеров. В итоге сотрудничества с несколькими жилыми домами в спальных районах Петербурга у инфраструктурного оператора не получилось», — привел пример глава «Комфортел».
Риски при такой модели сотрудничества возникают и у самого инфраструктурного оператора. «Фактически, компания, полностью обеспечивающая дом телекоммуникационной инфраструктурой, закапывает свои деньги на время его строительства. То есть, до заселения дома инвестиции никак не работают. С такой концепцией, на мой взгляд, легко просчитаться», — рассуждает генеральный директор компании Rustelecom Юрий Брюквин.
По оценке главы TelecomDaily Дениса Кускова, затраты на строительство телекоммуникационной инфраструктуры исчисляются десятками миллионов рублей на один дом. «Так или иначе, все зависит от размера дома, его удаленности от опорной точки, от которой идет волоконно-оптическая линия связи, выбора оборудования и других факторов», — пояснил эксперт.
Однако, несмотря на существующие риски, модель взаимодействия девелоперов и телекоммуникационных компаний через инфраструктурного оператора имеет свои преимущества.
В частности, такая схема дает клиенту возможность подключить услуги любых провайдеров, тогда как по традиционной модели выбор ограничен поставщиками телекомуслуг, оборудование которых представлено в конкретном жилом доме.
«В большинстве случаев оператор, если хочет «зайти» на тот или иной объект, должен сам строить себе инфраструктуру. Это сопряжено с большими инвестициями, и ради одной-двух квартир вкладываться, конечно, никто не будет. Теоретически, есть возможность пользоваться инфраструктурой, проложенной ранее коллегами по отрасли. Однако далеко не всегда компании готовы давать конкурентам возможность работать на своем оборудовании. При наличии посредника, которым в данном случае может выступать «Информ-связь», предложить клиентам свои услуги сможет любой оператор. Отдельный оператор может быть хоть у каждой квартиры», — говорит Ю. Брюквин.
Другой плюс состоит в том, что клиент избавлен от неудобств, традиционно возникающих при смене одного оператора на другого.
«Вся необходимая инфраструктура проложена уже на этапе строительства. Поэтому если у клиента возникнет желание поменять провайдера, не придет Василий со своим проводом и не будет сверлить никаких дырок. Клиенту для смены оператора будет достаточно нажать несколько кнопок, все остальное будет скоммутировано на узле», — поясняет Д. Петров.
Тем не менее для жителей домов приход инфраструктурного оператора может иметь и негативные последствия. Во-первых, ценовая политика телекоммуникационного посредника, которая получит монопольное положение в домах ЛСР, может сказаться на конечной стоимости услуг.
«Чем больший процент от выручки потребует «Информ-связь» от операторов, тем меньше цена на услуги будет радовать конечного потребителя. Кроме того, на плечи потребителя может также лечь бремя обслуживания этого оборудования — либо напрямую через выплаты «Информ-связи», либо через тарифы на услуги связи», — полагает гендиректор «Смарт-Телеком» Андрей Суходольский.
По оценке Д. Петрова, с учетом заморозки средств на время строительства, значительных инвестиций в инфраструктуру, «Информ-связь» может запросить у телекоммуникационных компаний порядка трети их выручки. «В целом, на один дом в тысячу квартир инфраструктурный оператор может зарабатывать порядка полумиллиона рублей в месяц. Тем не менее покупатели жилья ЛСР, с учетом позиционирования компании в сегменте выше среднего, могут позволить себе платить на 100-200 рублей в месяц больше за удобство в подключении любой услуги», — полагает Д. Петров.
В ответе пресс-службы ЛСР сообщается, что вопрос о стоимости телеком-услуг «будет обсуждаться более подробно с оператором», но компания надеется, что цены сохраняться на прежнем уровне.
Еще один минус работы через посредника — потребителю сложно определить, кому предъявлять претензии по поводу качества услуг — инфраструктурному оператору или телекоммуникационной компании.
«Фактически, абонент обслуживается двумя юридическими лицами. Если у него возникают технические неполадки, он обращается к провайдеру. Однако провайдер может посчитать, что проблемы лежат вне его зоны ответственности и отправить абонента к «Информ-связи». В конечном счете поиски виноватого могут перевести решение элементарной проблемы в эпопею», — говорит Ю. Брюквин.
Дмитрий Гринкевич