ИТ для транспорта. Национальные программы, региональное развитие, решения, проекты, комментарии участников ИТ-рынка

Уровень и темпы проникновения ИТ в сферы, связанные с транспортом, уже сейчас заслуживают достойной оценки, а в ближайшей перспективе могут показать взрывной рост. Цифровая трансформация транспортного комплекса в целом и пассажирского транспорта в частности вышла за пределы двух столиц и все глубже проникает в регионы, чему способствует реализация национальных программ. Какие регионы сейчас лидируют, какие проекты проходят, каким станет транспорт уже завтра? Об этом за виртуальным круглым столом ICT-Online.ru беседуют представители компаний «Интерпроком», «ЛАНИТ-Интеграция», Softline, ICL Services и ГКС.

ICT-Online.ru: Как вы оцениваете современный уровень проникновения ИТ в сферы, связанные с транспортом?

Вице-президент по развитию бизнеса, руководитель сервисного департамента компании «Интерпроком» Леонид Винокуров: Пассажирские, грузовые авиа- и сухопутные перевозки вошли в число наиболее пострадавших сегментов экономики в результате пандемии COVID-19. Однако, наряду с негативными последствиями, новая реальность стала катализатором цифровизации для быстрой адаптации к изменениям и ускоренного внедрения ИТ-решений во многих отраслях, и транспорт не является исключением. С моей точки зрения, уровень и темпы проникновения ИТ на транспорте очень достойные. При этом следует отметить, что транспортная отрасль не однородна, и достаточно сложно оценить, на какой стадии находятся каждый участник рынка.

 

Вице-президент по развитию бизнеса, руководитель сервисного департамента компании «Интерпроком» Леонид Винокуров

Вице-президент по развитию бизнеса, руководитель сервисного департамента компании «Интерпроком» Леонид Винокуров

 

Директор по развитию бизнеса Центра стратегического развития и цифровой трансформации компании «ЛАНИТ-Интеграция» (входит в группу компаний ЛАНИТ) Любава Танеева: Проникновение ИТ в сферы, связанные с пассажирским транспортом, – тема очень востребованная, и в ближайшей перспективе мы ожидаем ее взрывной рост. Причина – это требования, которые выдвигает современное общество к транспорту. В ближайшие годы по пути развития общественного транспорта как главного средства передвижения в городе последуют все города России вслед за Москвой. Информационные технологии позволяют существенно облегчить управление транспортными системами и повысить качество обслуживания населения. Уже сейчас современные системы высокоточной навигации V2X позволяют обеспечивать приоритетный проезд и точное отслеживание маршрутов транспортных средств для качественной диспетчеризации.

 

Директор по развитию бизнеса Центра стратегического развития и цифровой трансформации компании «ЛАНИТ-Интеграция» (входит в группу компаний ЛАНИТ) Любава Танеева

Директор по развитию бизнеса Центра стратегического развития и цифровой трансформации компании «ЛАНИТ-Интеграция» (входит в группу компаний ЛАНИТ) Любава Танеева

 

Руководитель направления «Интеллектуальные транспортные системы» Softline Игорь Ежков: На сегодняшний день существуют несколько цифровых платформ, которые автоматизируют управление пассажирским транспортом в городах. Они достаточно развиты и обеспечивают как управление пассажирскими перевозками, их качеством, надежностью и своевременностью, так и все вопросы, связанные с оплатой проезда. В целом, отрасль достаточно плотно использует ИТ-технологии для более качественного предоставления услуг пассажирских перевозок. На трассах регионального и федерального значения внедряются несколько типов информационных систем: в первую очередь это система фото- и видеофиксации нарушения правил дорожного движения, метеомониторинг и весогабаритный контроль грузовых и транспортных средств. Происходит внедрение достаточно быстро потому, что данная тема поддерживается Национальным проектом «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД). В нем запланировано весьма широкое и повсеместное внедрение средств, обеспечивающих безопасность движения по дорогам и магистралям, а также контроль их состояния и хорошего сохранения.

 

Руководитель направления «Интеллектуальные транспортные системы» Softline Игорь Ежков

Руководитель направления «Интеллектуальные транспортные системы» Softline Игорь Ежков

 

Старший менеджер проектов компании ICL Services Владимир Каюров:  Проникновение современных информационных технологий в сферы транспорта в России из года в год растет. Под интеллектуальными транспортными системами (ИТС) нужно понимать всю совокупность ИT-решений, направленных на оптимизацию процессов в сфере транспорта. В сфере наземного транспорта можно выделить два больших блока ИТС: подсистемы ИТС городских агломераций и подсистемы ИТС дорог различного уровня вне городских агломераций (трассы, федеральные трассы, объездные дороги). В рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» мы ожидаем в ближайшие годы внедрение целого ряда федеральных систем по автоматизации сферы транспорта, в частности, Единый проездной, Электронный документооборот для перевозчиков, системы мониторинга и управления транспортной системой и так далее.

 

Старший менеджер проектов компании ICL Services Владимир Каюров

Старший менеджер проектов компании ICL Services Владимир Каюров

 

Главный эксперт по транспортному планированию ГКС Жантемир Тхакахов: Сейчас мы наблюдаем, как ИТ стремительно развиваются и с каждым годом все глубже проникают во все сферы нашей жизни. Несомненно, одним из ключевых направлений является цифровая трансформация транспортного комплекса в целом и пассажирского транспорта в частности. Мало кто способен представить себе пассажирский транспорт без тех цифровых сервисов, которыми мы сегодня пользуемся повсеместно. Еще каких-то 10 лет назад мы даже не задумывались о тех сервисах, которые сейчас для нас «жизненно важны».

 

Главный эксперт по транспортному планированию ГКС Жантемир Тхакахов

Главный эксперт по транспортному планированию ГКС Жантемир Тхакахов

 

К примеру, датчики ГЛОНАСС в любой момент времени позволяют следить за нахождением и техническим состоянием пассажирского транспортного средства. Системы видеонаблюдения помогают повысить безопасность на транспорте. Электронные табло на остановках общественного транспорта информируют пассажиров о времени прибытия автобуса или трамвая. Внедрение современных безналичных форм оплаты проезда также делает поездки более удобными. Все большую популярность набирает реализация концепции MaaS (мобильность как услуга), которая представляет собой единую цифровую платформу, объединяющую все виды транспортных сервисов, и позволяет пользователям построить наиболее удобный маршрут по максимально выгодному тарифу. Все это при комплексном и сбалансированном подходе вместе с обновлением подвижного состава и развитием дорожной инфраструктуры повышает качество обслуживания и способствует формированию позитивного имиджа пассажирских перевозок.

В свою очередь, коммерческий транспорт все чаще оснащают датчиками уровня топлива, мониторинга и определения геолокации, системами контроля соблюдения режима труда и отдыха. Также активно ведется цифровизация дорожной инфраструктуры. Элементами ИТС оснащаются все больше автодорог.

ICT-Online.ru: Насколько быстро происходит информатизация транспортных средств и магистралей, что влияет на темпы?

Владимир Каюров (ICL Services): Уровень проникновения ИТ в сферы, связанные с транспортом, растет с каждым днем. Происходит информатизация как самих транспортных средств, так и всей дорожной инфраструктуры, создаются центры сбора, хранения информации, центры реагирования и управления.

Леонид Винокуров («Интерпроком»): Плоды цифровизации может видеть практически каждый. Мы видим единые карты «Тройка» для оплаты проезда на общественном транспорте, электронная продажа билетов и бронирования мест, интернет-сообщества для отслеживания состояния дорог по всей стране, электронные ПТС, агрегаторы такси по модели Uber, паркоматы на платных парковках, электромобили и автобусы,  системы фотовидеофиксации нарушений ПДД, беспилотный транспорт. Хорошие результаты достигнуты в цифровизации взаимодействия с потребителями и операционной деятельности. Благодаря внедрению ряда гибридных приложений был быстро решен ряд задач по борьбе с распространением коронавируса. Например, в метро давно работали электронные карточки, а дополнение их ограничивающими параметрами позволило блокировать вход в метро нарушителей режима самоизоляции. Аналогичный подход был реализован с помощью системы видеофиксации ПДД, которая позволила выявлять перемещение людей, которые были ограничены в перемещении предписаниями Роскомнадзора.

«Ростелеком» и администрация Тулы запустили первый в России мобильный комплекс для мониторинга состояния объектов дорожной инфраструктуры с помощью технологии искусственных нейронных сетей (ИНС ). Программно-аппаратный комплекс (ПАК), установленный на автомобиль заказчика, состоит из камер видеонаблюдения и модуля искусственной нейронной сети (см. новость раздела «Ростелеком» от 2 марта 2021 г.).

Почему удалось оперативно решать такие задачи? Ответ очевиден – задолго до пандемии была реализована транзакционная база, на основе которой можно было в сложных условиях быстро создавать специализированные гибридные приложения.

Игорь Ежков (Softline): То, что поддерживается государством - то и развивается быстрее. В частности, одним из первых был реализован проект по фото- и видеофиксации нарушения правил дорожного движения. На сегодняшний день такие технологические уже комплексы уже стоят по всей стране: где-то докупаются, где-то расширяется функционал, но так или иначе этот тот вопрос закрывается. В настоящее время в разработке находится проект, связанный с весогабаритным контролем, обеспечивающим сохранность дорог, в последние несколько лет он очень активно развивается.

Следующее направление – это метеомониторинг, который так или иначе присутствует, но не везде и не всегда, так как по факту не является высококритичным средством на магистралях в силу определенных сложностей, достаточно высоких финансовых затрат и отсутствия результатов. Если в городе станции метеомониторирнга позволяют очень быстро реагировать на метеорологическую ситуацию и выводить на дороги дорожно-транспортную технику, то на магистралях все зависит от готовности региона обеспечивать подобного рода сервис на трассах.

 

 

ICT-Online.ru: Какие основные успехи и проблемы можно отметить?

Игорь Ежков (Softline):Если говорить про успехи, то те сферы на транспорте, которые можно так или иначе оцифровать, рождают определённые цифровые сервисы. Ими как раз и пользуются ответственные за эксплуатацию дорог люди, организации, региональные и городские департаменты и министерства. С точки зрения тех направлений, которые уже были озвучены выше, успехи налицо. Системы есть, и они работают, обеспечивая поддержку и выполнение ключевых задач на транспорте: снижения аварийности и повышения качества автомобильных дорог в целом.

Проблемы тоже существуют, они общие для цифровых систем: отсутствие интеграции в единую систему управления с хранением и аналитикой данных. Над этой задачей как раз сейчас и работает Softline в регионах – мы внедряем ИТС, призванные объединить и интегрировать существующие цифровые системы, управляющие транспортными средствами, в единую платформу управления как для руководства региона, так и для людей, отвечающих за то, чтобы все работало стабильно.

Любава Танеева («ЛАНИТ-Интеграция»): Основной проблемой, на мой взгляд, остается отсутствие специалистов, которые могли бы массово внедрять подобные решения. Более того, еще в принципе не накоплено достаточно опыта, который позволил бы руководству города смело принимать решение о внедрении тех или иных ИТ-систем.

Леонид Винокуров («Интерпроком»): Очевидно, что в отрасли очень активно развивается внедрение ИТС, использование технологий интернета вещей, искусственного интеллекта и роботизации. Однако, за кадром невидимой остается очень важная составляющая, где ИТ обладает большим потенциалом – системы управления и проактивного технического обслуживания трнспротных средств и магистралей, а так же мониторинг состояния здоровья водителей, от которых напрямую зависит безопасность пассажиров. К сожалению, большая проблема в том, что порядка 90 % технических руководителей российских предприятий пока не воспринимают автоматизацию управления ТОиР как первостепенную задачу. И не случайно, подводя промежуточные итоги прошедшего года, Минтранс в качестве одного из ключевых приоритетов, стоящих сегодня перед отраслью, обозначил повышение эффективности и безопасности работы транспортного комплекса.

Системы безопасности, в которых используется традиционный видеодетектор движения, регулярно сталкиваются с проблемой ложных тревог. Они могут быть вызваны самыми разными объектами и явлениями. Чтобы помочь пользователям выявлять реальные инциденты и угрозы безопасности, Hikvision объединила детектор движения с нейросетевой технологией AcuSense (см. новость раздела «Hikvision» от 19 февраля 2021 г.).

Жантемир Тхакахов (ГКС): К основным проблемам, которые тормозят цифровизацию транспортного комплекса, я бы отнес отсутствие единообразного представления о том, что такое интеллектуальные транспортные системы, отсутствие четких стандартов, недостаток просветительской работы с населением, ну и, конечно, кадровый вопрос в отношении как управленцев, так и технических специалистов.

К успехам можно отнести тот факт, что в регионах, в которых присутствуют ИТС, очевидны положительные эффекты от внедрения, в том числе, снижение задержек транспорта, аварийности, повышение пропускной способности, средней скорости движения.

Владимир Каюров (ICL Services): Так как системы ИТС не стандартизированы, к проблемам можно отнести сложность интеграции, объединения и развития систем ИТС в регионах. Одним из направлений деятельности ICL как раз является создание универсального ИT-решения для интеграции разрозненных подсистем ИТС в единое ПО, удобное для конечного пользователя.

ICT-Online.ru: Прослеживается ли в этом региональная составляющая? Если да, то какие регионы впереди и почему? Какие общефедеральные проекты можно отметить?

Игорь Ежков (Softline): Да, безусловно, потому что национальный проект БКАД, в частности, ИТС, предполагает транзитные перемещения грузов между регионами и, соответственно, регионы строят сейчас свои ИТС с учетом того, как это делают соседние регионы. По крайней мере, должны так делать, так как если они будут упускать этот момент из виду, в дальнейшем есть высокая доля вероятности возникновения достаточно большого количества интеграционных проблем.

Основная задача ИТС, которые сейчас внедряются в регионах – создать единую систему управления по всей стране, состоящую из региональных «кубиков», то есть систем. Есть некоторые регионы, которые впереди, и есть регионы, которые пока вообще не задумывались об этом. С точки зрения ранжирования, нужно опираться на постановление Правительства РФ о выделении средств на ИТС. Те регионы, которые получают средства на ИТС, как раз и находятся в лидерах, так как те средства, которые они получают и на основе которых готовят и защищают проекты, призваны так или иначе улучшать какие-то показатели в регионе с точки зрения регионального объединения. Общефедеральный проект БКАД содержит раздел «Общесистемные меры по развитию дорожного хозяйства», где как раз и лежат направления фото и видеофиксации, весогабарита и ИТС.

В департаменте транспорта Москвы заявили о скором появлении на городских дорогах новых камер, обеспечивающих распознавание фактов разговоров водителями по телефону в движении и отсутствия пристегнутых ремней безопасности (см. новость раздела «Безопасность» от 3 ноября 2020 г.).

Любава Танеева («ЛАНИТ-Интеграция»): Впереди сейчас те регионы, где процесс информатизации транспортной отрасли возглавил человек, которому это интересно и который в принципе готов развивать столь важную сферу жизни региона. Такие регионы уже есть, и в ближайшее время они смогут показать качественные изменения в уровне транспортного обслуживания в своих городах. В целом, национальный проект БКАД, в рамках которого регионам выделяется федеральное финансирование интеллектуальных транспортных систем, существенно оживил развитие данной сферы. Эта инициатива и дальше будет стимулировать регионы формировать свои компетенции в транспортной сфере. Очень важно, чтобы развитие ИТС было спланированным комплексом мероприятий, которые синхронизированы со стратегией транспортного развития региона.

Жантемир Тхакахов (ГКС): Безусловно, региональная составляющая есть всегда. Страна у нас большая, поэтому, на мой взгляд, на федеральных трассах и платных автодорогах внедрение ИТС происходит быстрее, чем на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения. Лидерами в области внедрения и развития ИТС на сегодняшний день являются те города агломерации, которые раньше всех столкнулись с проблемами автомобилизации и, соответственно, раньше начали работу в этой области. В настоящий момент, на мой взгляд, впереди всех Москва и Санкт-Петербург. Отдельные элементы интеллектуальных транспортных систем также внедрены и развиваются во многих агломерациях, в том числе в Казани, Калининграде, Иркутске, Архангельске, Краснодаре, Сочи, Белгороде, Новосибирске, Рязани и других.

В настоящее время благодаря ряду федеральных проектов, направленных на цифровизацию транспортного комплекса в регионах, мы наблюдаем более активные темпы развития в данной области. В том числе, в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» были отобраны 22 субъекта для финансирования из федерального бюджета, при этом продолжается работа по совершенствованию нормативно-правовых актов в данной сфере.

 

 

Владимир Каюров (ICL Services): Исторически развитие ИТС в России началось с крупных городских агломераций и федеральных трасс. Исходя из моего личного опыта работы в транспортной сфере, наиболее развитые системы ИТС, по моему мнению, представлены в крупных городах - Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге, Перми - по причине высокой автомобилизации, острой необходимости решения проблем в транспортной инфраструктуре, проведения пилотных проектов и наличия необходимого финансирования. В числе отстающих можно обозначить небольшие города с населением менее 500 тыс. человек. Степень развития ИТС в регионах зависит от того, как давно в регионе начали интегрировать системы ИТС, и насколько региональные власти заинтересованы в развитии транспортных систем.

Основной и наиболее важной составляющей на федеральном уровне является создание технического комитета по стандартизации «Интеллектуальные транспортные системы» и строгое регламентирование отрасли ИТС, подготовка ГОСТ и стандартов по ИТС. Также на федеральном уровне происходит дополнительное финансирование регионов для развития ИТС и стратегическое планирование развития ИТС в России.

Интересным проектом Росавтодора является Единая ИТС России и Единая стена статусов ИТС Агломераций.

Единая ИТС России представляет собой рекомендации по составу типовых решений и определение объема типовых решений ИТС для каждого региона. Также Единая ИТС России предполагает создание единых центров хранения информации для сбора и аналитики данных, получаемых с региональных систем ИТС, создание единой цифровой платформы управления транспортной системой.

 

«Единая ИТС России» из Концепции внедрения с официального сайта rosavtodor.gov.ru 

«Единая ИТС России» из Концепции внедрения с официального сайта rosavtodor.gov.ru

 

Единая стена статусов ИТС Агломераций представляет собой аналитический проект Росавтодора для определения уровня развития ИТС в регионах, оценки необходимости развития ИТС в регионах, информирования населения об уровнях развития ИТС в регионах.

 

«Единая стена» из Концепции внедрения с официального сайта rosavtodor.gov.ru

«Единая стена» из Концепции внедрения с официального сайта rosavtodor.gov.ru

 

Из интересных уникальных прогрессивных ИТС России также отмечу систему скоростной трамвайной сети, которая получила отдельное название «Чижик» и была реализована в Санкт-Петербурге. За счет обмена информацией между подвижным составом и контроллерами светофорного объекта происходит предварительное включение зеленого сигнала для трамвая. В Перми на базе АСУДД в центральной части города реализована похожая система, только с использованием других технологических решений - режимы работы светофорных объектов синхронизированы и строго привязаны к расписанию трамваев, в результате чего трамвай в центральной части города всегда движется на зеленый сигнал светофора, и скорость движения трамвая на данном участке увеличена на 50 %, а количество ДТП с трамваем сократилось на 80 %.

На данный момент Росавтодором разработана концепция развития ИТС в городских агломерациях на 2021-2025 годы и производится анализ текущей ситуации развития ИТС в регионах. Во многих регионах России с помощью различных систем ИТС уже достигнуты высокие показатели оптимизации движения, повышения безопасности движения, информирования населения.

ICT-Online.ru: Расскажите, пожалуйста, об опыте ваших компаний в этой сфере.

Игорь Ежков (Softline): Для работы по транспортным системам в компании Softline реализуется стратегия «5 + 3», в которую вошли 5 транспортных направлений: интеллектуальные транспортные системы, системы фотовидеофиксации нарушений ПДД, системы весогабаритного контроля, автоматизированные системы управления дорожным движением, автоматизированные системы оплаты проезда на общественном транспорте. А также 3 направления нашего основного бизнеса как ИТ-компании: кросс-экспертиза в хранении данных, защите и передачи данных.

Компания Axis Communications представила две новые купольные камеры для бортового наблюдения AXIS P3925-R и AXIS P3935-LR. Новые модели сконструированы специально для установки внутри транспортных средств – в автобусах, поездах, автомобилях экстренных служб – и обеспечивают высокое качество изображения, а также обладают расширенными вычислительными ресурсами для аналитической обработки данных (см. новость раздела «Axis» от 21 сентября 2020 г.).

По всем этим направлениям компания обладает широкой экспертизой и многолетним наработанным опытом. Эти направления мы выбрали именно поэтому, что понимаем: одна из первых задач, с которой будут сталкиваться регионы на пути цифровой трансформации – это базовые сервисы, которые должны быть оцифрованы, интегрированы между собой, они должны быть управляемыми из единого места. Данная стратегия позволяет нам сфокусироваться и развивать эти направления с заданным качеством и в понятном поле прогнозирования событий.

Все остальные перечисленные направления чаще бывают узкоспециальными и требуют какого-то фокусного увеличения конкретной вертикальной проблемы. Мы пока этим не занимаемся, но это не означает, что не будем заниматься в будущем.

Любава Танеева («ЛАНИТ-Интеграция»): В «ЛАНИТ-Интеграции» сформирован подход к комплексному решению транспортных проблем в городе. Многолетний опыт работы в сфере ИТ позволяет выбирать оптимальные решения для наших заказчиков, создавать из них сложные комплексные системы. За прошедший год мы реализовали проект комплексного транспортного планирования во Владивостоке с одновременной разработкой концепцией ИТС, глубоко интегрированной со стратегией развития транспорта. По результатам выполненной работы город получил подробную дорожную карту мероприятий для реализации намеченной стратегии.

Леонид Винокуров («Интерпроком»): Мы участвовали в ряде ИТ-проектов в транспортной отрасли, например, это работа в российских железных дорогах по группе проектов «Единая Корпоративная Автоматизированная Система Управления Инфраструктурой» и построение комплекса по управлению текущим содержанием и аварийными работами, а так же проекты по автоматизации обслуживания средств производства аэропорта с предоставлением мобильного доступа. Наши решения помогают обеспечивать строгий учет и контроль, мониторинг оборудования и обслуживания, прогнозировать отказы, оказывать оперативную помощь специалистам по ремонту, что позволяет увеличить время безотказной работы оборудования, избежать критических сбоев, повысить производительность, снизить затраты на обслуживание, повысить устойчивость и безопасность эксплуатации, а так же повышать операционную эффективность за счет оптимизации процессов управления активами и технического обслуживания.

В компании «Интерпроком» работает профессиональная команда по созданию и внедрению систем по управлению активами предприятия (Enterprise Asset Management – EAM), которая имеет за своими плечами более 10 лет опыта ведения проектов в различных отраслях, таких как транспорт, ритейл, аэропорты, АЗС, государственный сектор. Мы предлагаем решения как от мировых вендоров, так и развиваем собственное запатентованное решение «АКСИОМА», которое внесено в Единый реестр российского ПО.

В качестве еще одного примера хотелось бы привести ряд проектов, реализованных для одного из ведущих операторов железнодорожного подвижного состава ГК «НефтеТрансСервис» по автоматизации операционной бизнес-логики производственных и административных рабочих процессов, когда только за 2 года было автоматизировано более 30 процессов. Чтобы обеспечить конкурентные преимущества в условиях новой реальности, необходимо действовать по-другому, а значит, и принимать решения по-другому, в частности, используя интеллектуальную автоматизацию принятия решений для обеспечения гибкости бизнеса.

Владимир Каюров (ICL Services): На данный момент компания ICL Services занимается развитием транспортного направления, реализуя совместные проекты с партнерами и интегрируя стандартные существующие решения ИТС. Также компания ICL Services занимается развитием инновационных направлений. Одним из таких направлений является создание единого ПО для сбора, хранения, удобного использования всех систем ИТС, которое позволит обобщить и максимально эффективно использовать всю информацию от всех подсистем ИТС в конкретном регионе или группе регионов.

В 2020 году ГК ICL участвовала в федеральном проекте в части развития электронного оформления перевозок грузов и пассажиров. С 1 по 30 октября Министерством транспорта РФ совместно с МВД, ФНС и Ростехнадзором был проведен эксперимент в пилотных зонах на территории Москвы и Московской области, Татарстана, Калужской, Рязанской областях и Краснодарском крае с привлечением нескольких десятков перевозчиков, среди которых «Почта России», «ПЭК», «Лукойл-Центрнефтепродукт», «Магнит», «X5 Retail Group» и многие другие.

В рамках эксперимента информационное взаимодействие операторов электронного документооборота обеспечивали ГК ICL, ПФ «СКБ Контур», «Директум», «Такском», «Корус Консалтинг», Edisoft и «Электронные коммуникации». Решение, разработанное ГК ICL, обеспечивает ведение электронных транспортных накладных и электронных путевых листов для грузовых и пассажирских транспортных перевозок. В этом году планируется организация пилотного проекта в нескольких регионах, а с 2022 года - запуск электронного документооборота перевозок на территории РФ. Реализация электронного документооборота для перевозчиков позволит существенно сократить временные и материальные затраты транспортных компаний, а в будущем - планировать загрузку дорог, исследовать направления транспортных потоков для строительства новых магистралей и придорожного сервиса в соответствии с нагрузкой по каждому направлению.

 

 

ICT-Online.ru: Ваши прогнозы относительно развития ИТ-решений для транспорта. Транспорт ближайшего будущего - какой он? Каким может быть участие вашей компании в этом направлении?

Владимир Каюров (ICL Services): С каждым годом ИТ-решения для транспорта будут развиваться и совершенствоваться. Транспорт ближайшего будущего будет максимально удобный и безопасный для человека.

Любава Танеева («ЛАНИТ-Интеграция»): Наша компания видит большой потенциал в сфере развития интеллектуальных транспортных систем. Общественный транспорт должен стать комфортным, удобным и быстрым – это залог успешного развития городов. Мы активно наращиваем опыт и экспертизу в этой области, а также привлекаем ведущих специалистов с рынка к участию в наших проектах.

Игорь Ежков (Softline): В данном направлении курс задан уже Минтрансом РФ: развитие ИТС для регионов – задача не на один год, а на десятилетия. Поэтому с точки зрения векторов развития тут все более-менее понятно. С точки зрения сервисов для населения сегодня на повестке дня все актуальнее становится тема так называемой мультимодальности и мобильности-как-сервис. Два термина, которые обозначают практически одно и тоже: цифровые транспортные сервисы, которые оказываются населению, обеспечивая передвижение конкретного человека из пункта А в пункт Б с использованием радикально разных транспортных средств.

Про будущее говорить сложно, мы не футурологи. Но, кажется, то, что мы увидим в ближайшее время, будет связано с автоматизированным транспортным средством без водителя, хотя в России действует ряд ограничений, который запрещает это сейчас. Какое влияние будет на это оказывать юридическо-правовой аспект, пока не ясно, но весь мир движется в эту сторону.

Участие компании Softline очевидно: мы являемся экспертом в области цифровой трансформации, в том числе и для транспортной отрасли. Наша экспертиза - это создание цифровых инструментов, обеспечивающих реализацию определённых задач, что избавляет руководство города от решения технологических вопросов и позволяет сосредоточиться на решении других задач.

Жантемир Тхакахов (ГКС): Еще раз хотел бы отметить, что транспорт является системообразующей отраслью, важнейшей составной частью производственной и социальной инфраструктуры регионов. И с каждым днем появляются все больше технологий и решений, позволяющих оцифровывать транспортную сферу. На мой взгляд, эта тенденция с каждым годом будет только набирать обороты. Если говорить о транспорте ближайшего будущего, то я считаю, что скоро будет оцифрована вся дорожная инфраструктура и на дорогах появится автономный транспорт, все больше будут развиваться мультимодальные платформы, персонифицированные карты как «паспорта городской мобильности», и в целом, думаю, на дорогах будет все больше общественного транспорта и все меньше личных автомобилей. Конечно, «на местах» будет больше специалистов в таких направлениях, как ИТС, Интернет вещей, беспилотный транспорт, что также послужит драйвером для развития отрасли.

Мы видим большой потенциал в цифровизации транспортной отрасли и сфокусированы на развитии транспортного направления. Уже сейчас мы готовы предложить комплекс услуг по разработке документов транспортного планирования, концепций и технорабочих проектов ИТС, подбору необходимого оборудования и ПО, внедрению и развитию интеллектуальных транспортных систем их отдельных компонентов.

Леонид Винокуров («Интерпроком»): Можно много говорить о будущем, где вместо дорог с постоянными пробками нас ожидают скоростные воздушные магистрали с беспилотными пассажирскими дронами, использующими эко-источник энергии и управляемые искусственным интеллектом. Но не стоит забывать, что все эти системы и устройства по сути своей будут все более и более сложными производственными активами, требующими своевременного обслуживания и ремонта для обеспечения безопасности и охраны здоровья людей. Без этого даже у самых инновационных решений нет будет будущего. Поэтому, каким бы не был транспорт будущего, на первый план должно выйти построение транзакционного фундамента управления транспортными активами и ТОиР, который на сегодняшний момент не достаточно сформирован, интеграция различных систем в единую экосистему для формирования единого источника правды о каждом активе любой сложности и последующее построение гибридных специализированных приложений. ТОиР должен стать интеллектуальным.

Уже сегодня технологии Интернета вещей, встроенные в оборудование, позволяют ему передавать данные о состоянии своего «здоровья», аналитика позволяет прогнозировать его поломку, а ИИ давать рекомендации по профилактическим работам, срочным внеплановым ремонтным или замене оборудования, интеграция с BIM и виртуальной реальностью помогают отслеживать износ и поломки в контексте местоположения. И, конечно, все эти решения должны развиваться в направлении импортозамещения. Практика компании «Интерпроком» доказывает, что управлять активами эффективно – это не только возможно, но и необходимо.

ICT-Online.ru: Большое спасибо за беседу!

 

Типовые ИT-решения для транспорта, которые отметили участники круглого стола

 

Системы фотовидеофиксации (ФВФ) нарушений ПДДСистемы фотовидеофиксации (ФВФ) нарушений ПДД. В автоматическом режиме фиксируют нарушения правил дорожного движения, реализуют принцип необратимости наказания, в результате чего формируют доказательную базу для вынесения постановлений сотрудниками ГИБДД, фактом своего наличия влияют на поведение водителей и позволяют сократить количество нарушений практически до нуля. Системы фотовидеофиксации – в числе первых информационных систем, появившихся в сфере транспорта. Современные системы ФВФ умеют в автоматическом режиме фиксировать практически все виды нарушений, которые предусмотрены КоАП РФ. Большинство регионов понимают, зачем эти системы нужны и как с ними работать. Следующий шаг – интеграция этих решений с системами «Безопасного города».

 

Системы весогабаритного контроля (ВГК)Системы весогабаритного контроля (ВГК). Позволяют контролировать допустимую загрузку грузовых транспортных средств, установленную в зависимости от строения дороги. Предотвращают нарушения в части перегруза транспортных средств, в результате чего значительно увеличивается срок службы дорожного полотна и происходит экономия бюджета на внеплановые ремонты проезжей части. Дают регионам возможность собирать дополнительный доход на ремонт дорог с автомобилей, превышающих нормативные параметры. Следующее поколение систем ВГК должно обходиться без внесения серьезных конструктивных изменений в дорожное полотно, что позволит существенно экономить на строительстве и сделает внедрение этих систем менее затратным.

 

Автоматизированные системы управления дорожным движением (АСУДД)Автоматизированные системы управления дорожным движением (АСУДД). Одна из наиболее развивающихся и перспективных технологий. Улучшают пропускную способность на перекрестках от 10 % до 60 %. Позволяют максимально эффективно оптимизировать режимы работы светофорных объектов, оперативно изменять режимы в зависимости от транспортных нагрузок, уведомлять водителей о существующих проблемах (заторах, ДТП), управлять движением транспорта удаленно из центров управлением движения, выявлять проблемы, возникающие в дорожном движении. Также использование управления по направлению позволяет решить проблему левых поворотов. Внедрение систем высокоточной навигации V2X позволяет обеспечить приоритетный проезд для общественного транспорта. Системы АСУДД являются наиболее сложными из всех подсистем ИТС и состоят из большого количества различных ИТ-решений.

 

Автоматизированные системы оплаты проезда на общественном транспортеАвтоматизированные системы оплаты проезда на общественном транспорте. Позволяют делать бесшовные поездки на любых видах транспорта без необходимости приобретения билета на каждый его вид. Это возможно, когда оплата происходит не с карты, а из личного кабинета пассажира, к которому привязывается любой электронный ключ. Такие технологии очень удобны для пользователя. Во-первых, нет необходимости приобретать карту. Во-вторых, с потерей ключа не пропадают средства, не нужно покупать билет на каждую поездку. Можно внедрять такую систему не только в рамках одного города, но и целого края и шире. Данные о перемещениях граждан, которые такая система собирает, позволяют точнее анализировать пассажирские потоки, учитывать льготные категории пассажиров, отслеживать точки наибольшего притяжения и туристические потоки, правильно планировать маршруты общественного транспорта и многое другое.

 

Паркоматы и платные парковкиПаркоматы и платные парковки. Одно из наиболее эффективных средств для упорядочивания городской парковки, ограничения количества личного транспорта в центре города и освобождения улиц от запаркованных машин в пользу благоустроенных городских пространств. Для успеха внедрения важно не только наличие удобного ПО и приложения, но и грамотный подход к внедрению. Необходимо продумать логику размещения парковочных мест в городе с учетом мест притяжения и городских транспортных потоков. Наиболее эффективны платные парковки при одновременном развитии общественного транспорта и перехватывающих парковок.

 

Умные остановки общественного транспортаУмные остановки общественного транспорта. Ключевая функция остановки – защита от непогоды на время ожидания, поэтому важнее не благоустройство остановки, а сведение к минимуму времени ожидания транспорта. В приоритете информация о времени прибытия транспорта, табло прибытия, связанное с системой диспетчеризации, которое является самым важным элементом умной остановки. Остальные задачи вполне могут решаться с помощью мобильных приложений.

 

Беспилотный транспортБеспилотный транспорт. Самое прогрессивное и сложное направление ИТС. Включает как ИT-решения для управления автомобилем, находящиеся на борту ТС, так и «обвязку», то есть ИT-решения, которые размещаются на магистралях и необходимы для оптимизации движения беспилотного транспорта. Министерством транспорта РФ на 2021 - 2024 годы запланировано тестирование и проработка условий доступа беспилотных автомобилей на дороги общего пользования. Пилотные испытания пройдут в Москве, Санкт-Петербурге и Казани. Следующим шагом в ближайшем будущем станет создание систем по обмену данными между «беспилотниками», дорожными контроллерами и единое обобщенное управление беспилотным транспортом.

Интересные ссылки

Рубрики: Интеграция

Ключевые слова: ЛАНИТ, Софтлайн, видеонаблюдение, Интерпроком, ICL Services , ИТ в транспорте, Интеллектуальные транспортные системы (ИТС), ГКС (АО «Группа Систематика»)