– Максим, какие участки ИТ-ландшафта банка вы бы оценили как наиболее специфичные? В чем именно эта специфика заключается? На ваш взгляд, есть ли, вообще, эта банковская специфика?
– С точки зрения процессов, гибкие модели стали стандартом в банковском секторе. Поэтому подрядчики, у которых есть кросс-функциональные команды с техническим управлением, могут без особых проблем работать с банковскими продуктами.
В банковской сфере, как и в любой другой, есть некий набор core-систем, которые можно назвать специфичными. Это все, что касается транзакций, процессинг, скоринг, АБС.
Вендоров, которые поставляют такие большие ИТ-решения, не так много. Представителей банков не всегда устраивает такая ситуация, потому что они могут попасть в зависимость от «дорогого» в адаптации и развитии вендора.
Руководитель направления по работе с финансовыми организациями компании «Девелоника» (ГК Softline) Максим Фрай
– Какими силами реализуется работа указанных систем и решений? Какие участки доверены партнерам, в том числе, каков тут опыт вашей компании? Какие поддерживает внутренняя ИТ-служба банка, почему это рационально?
– Существует заблуждение, что все внутренние работы на своих сервисах банк осуществляет самостоятельно, а все, что касается работы с пользователями, может передаваться в работу внешним подрядчикам. Действительно, довольно часто привлекают подрядчиков для реализации публичных сервисов (доработка мобильного приложения, разработка сервиса ипотеки, разработка анкет для продуктов). Всего того, через что пользователь знакомится с банком. Такую разработку проще отдать подрядчикам, потому что это не специфично, это UI - то есть разработка не требует сильного погружения в предметную область.
Однако, на backend (системы прогнозирования, системы расчета рисков) также могут привлекаться сторонние разработчики для усиления существующих команд на стороне заказчика.
Границы задаются политиками в области информационной безопасности. То есть, предоставлять доступ к работе над внутренними ресурсами внешним подрядчикам или нет, ограничивается только политикой самого банка.
«Девелоника» активно работает с финсектором как в части заказной разработки, так и аутстаффинга. Если говорить о заказной разработке – это проекты по созданию как мобильных приложений, так и core-систем (кредитная фабрика, система финансового планирования, создание омниканальных и инвестиционных платформ и др). Сейчас есть огромный интерес со стороны финтеха к нашему подходу «Графовая база данных». Это высокопроизводительная система обработки потоковой информации, которая позволяют сокращать время транзакционных операций с учетом валидации более чем в 100 раз, а также отслеживать мошеннические операции и антифрод.
– Какие изменения в части ИТ произошли (и происходят) в банках в связи с текущей экономической и политической ситуацией, по вашим наблюдениям?
– Как и любой бизнес, финтех сосредоточился на сохранении своего core product - тех продуктов, на которых основана банковская деятельность. Стоит добавить продукты, связанные с удержанием уже существующих клиентов. С этим, например, коррелируют увеличившиеся затраты на цифровую безопасность и автоматизацию взаимодействия со своими клиентами.
Можно сказать уверенно: банки понимают, что рост в современных реалиях им может обеспечить только тесное сотрудничество с ИТ. У финтеха большие надежды на то, что ИТ поможет нивелировать потери.
– Какие банковские системы легко поддаются импортозамещению, какие - сложнее, какие решения в этом случае принимаются? Как банки реагируют на изменения законодательства в области КИИ, обновление требований к закупкам, какие новые нормативные акты оказывают влияние? Ваш опыт в этом направлении.
– В банковской отрасли все очень регламентировано, строго в соответствии с рекомендациями регулятора - ЦБ. Процесс импортозамещения в этой отрасли начался с 2014 года. Основные core-системы (АБС и ИБ) предлагает пул российских вендоров. Сейчас уже стоит в основном вопрос замещения инфраструктурных решений, офисных приложений, ВКС-систем.
– Каковы тренды с точки зрения предоставления клиентского сервиса, мобильных приложений, защиты пользователей от кибератак и фишинга? Ваш опыт в этом направлении.
– Начну сразу с опыта. У нас есть отличный кейс – «Девелоника» разработала для УБРиР решение для автоматизации процесса заявки на ипотеку, ее рассмотрения, согласования и выдачи. С нашей стороны разработано два приложения — личные кабинеты для сотрудников банка и для партнеров.
Базовая функциональность приложений – авторизация и регистрация. Для сохранения безопасности вводимых персональных данных мы создали отдельную базу данных в защищенном контуре, куда можно попасть только с наличием определенного уровня доступа. Таким образом мы гарантировали, что личные данные пользователей при авторизации и регистрации находятся под надежной защитой.
Между техническим ландшафтом нашей команды и банком «поднимался» VPN-тоннель для шифрования трафика. Доступ в корпоративную сеть банка для наших разработчиков разрешался только с определенных IP-адресов и рабочих мест.
– Что происходит в направлении роботизации бизнес-процессов, где применяются нейросети, как это влияет на эффективность? Ваш опыт в этом направлении.
– Все банки давно внедрили RPA-системы – это голосовые помощники, чат-боты, которые помогают клиентам ориентироваться и разгружают операциям.
Сложнее с Legacy-архитектурой банка – это, как правило, монолитная система (например, проверка контрагента, выдача кредитов и т.д.), она требует колоссальных затрат на поддержку, гибкость ее стремится к нулю.
Для внедрения роботизации в этих «монолитах» сложная задача, как раз для нас – заказной разработки.
– Ваши прогнозы: какие еще ИТ-участки работы банков в ближайшее время подвергнутся серьезным изменениям, как это может происходить и к чему в итоге приведет?
– Банки довольно рациональны и последовательны с точки зрения работы с ИТ. Поэтому можно с большой долей точности предположить, что изменения будут касаться главным образом core-структуры. Это оптимизация расходов на основные процессы банка, инвестирование в трансформацию самой структуры банка: автономные цифровые проекты, роботизацию и ИИ. Также можно ожидать еще большего внимания к данным и аналитике (D&A) - и во внешнем периметре (клиенты и партнеры), и внутри банка. И, конечно же, не потеряет актуальности импортозамещение: на российском рынке банки будут искать новых партнеров, которые смогут предложить аналоги решений, или разработать core-систему для банка «с нуля».
– Большое спасибо за беседу!