Максим Токаренко, МегаФон: «Технологическое лидерство «зашито» в ДНК нашей сети»

Санкт-Петербург вошел в тройку лидеров среди городов России по индексу цифровизации «IQ городов» за 2022 год – такую информацию предоставил комитет информатизации и связи Санкт-Петербурга. Как культурная столица нашей страны сегодня использует цифровые технологии и какие телеком-проекты и разработки будут востребованы в будущем – SPbIT.ru рассказал телеком-эксперт, директор МегаФона по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Максим Токаренко.

– Максим, вы не так давно возглавили петербургское отделение компании МегаФон. Расскажите, пожалуйста, о себе и своем пути в сфере телекома.

– Я работаю в телекоме уже 14 лет. Начинал карьеру с направления финансового блока МегаФона в Самаре в 2009 году. Спустя 3 года переехал в Башкортостан и занял должность заместителя директора в Уфе, а затем вернулся в родной регион и возглавил дополнительный офис оператора в Тольятти. С 2014 года до недавних пор я руководил одним из крупнейших в МегаФоне региональных отделений – Самарским. Отмечу, что МегаФон в Самаре, как и в Петербурге – исторический лидер, и сегодня компания удерживает первенство на региональном рынке.

 

Максим Токаренко, директор МегаФона по Санкт-Петербургу и Ленинградской области

Максим Токаренко, директор МегаФона по Санкт-Петербургу и Ленинградской области

 

– По вашим первым впечатлениям – насколько похож петербургский телеком-рынок на самарский с точки зрения развитости инфраструктуры?

– Мне кажется, здесь очень много общего. Ведь Самарская область для МегаФона – третий после Москвы и Петербурга российский регион по объему рынка и значимости для бизнеса. Один из двух Единых центров управления сервисами  МегаФона находится именно в Самаре, а второй – в Петербурге. Соответственно, наша инфраструктура в обоих регионах развита очень хорошо, обеспечено широкое покрытие и высокое качество связи, на развитие сети выделяются большие инвестиции.

Именно в Петербурге функционирует один из Единых центров управления сервисами МегаФона (ЕЦУС). Современный центр мониторинга позволяет инженерам оператора оперативно выявлять различные инциденты на сети и реагировать на них, устранять всевозможные аварийные или потенциально аварийные ситуации, чтобы поддерживать высокое качество связи. Сейчас в основе его деятельности лежит интеллектуальная система отработки инцидентов на сети, которая фиксирует до 17 миллионов событий в сутки.

– А если сравнить Петербург и Самару по мобильному поведению, что общего и в чем принципиальные отличия?

– С точки зрения культуры потребления сервисов – оба субъекта имеют высокую долю городского населения. В то же время, для обоих характерна сезонная миграция, когда в летний период жители уезжают на дачи и подскакивает нагрузка на областные базовые станции. Там и тут высокая доля проникновения сети LTE именно в области. Хотя в Петербурге этот показатель чуть выше. Отличия же состоят в несколько иной структуре рынка, в распределении долей на нем между игроками «большой четверки», а также в наличии в северной столице высокого туристического трафика.

– Какова позиция МегаФона относительно других операторов в этих регионах?   

– С точки зрения технологий МегаФон сегодня обладает очень мощной инфраструктурой. Качественная сеть и самый быстрый Интернет – ключевые преимущества, которые отличают нас от других операторов, поэтому мы уделяем им максимум внимания. На практике мы выигрываем по многим весомым для пользователя показателям. Наши технологии позволяют без задержек смотреть видео в высоком разрешении, даже в часы пиковых нагрузок на сеть. Мы активно развиваем инфраструктуру в целом по стране и рады, что наши усилия и лидерство по скорости мобильного Интернета отмечают независимые эксперты как российских, так и международных аналитических агентств.

Уже семь лет подряд международная компания Ookla признает МегаФон оператором с самым быстрым мобильным интернетом в России, опережающим по этому показателю любого из конкурентов.

В первом полугодии 2023 года аналитики телекоммуникационного агентства Telecom Daily в рамках своего исследования отметили лидирующие показатели сети МегаФона в Санкт-Петербурге – оператор показал лучший результат по средней скорости загрузки передачи данных от абонента: средняя скорость загрузки от пользователя составила 23 Мбит/с. Этот показатель выше результатов в сетях ближайшего конкурента на 26%.

– Поговорим о Санкт-Петербурге. Этот год для МегаФона юбилейный. Как за это время изменилась стратегия развития компании?

– Не секрет, что изначально наша компания начала развивать сеть именно в Петербурге, а не в Москве, как другие российские сотовые операторы. Санкт-Петербург – родина МегаФона и исторически это определило город как эпицентр внедрения инноваций в телеком-отрасли. За последние три десятилетия индустрия мобильной связи претерпела кардинальные изменения как в плане развития технологий, так и в отношении потребностей клиентов.

К своему 30-летию МегаФон прошел колоссальный путь от небольшого регионального оператора связи до одного из крупнейших в России и абсолютного лидера в области мобильной передачи данных. На каждом этапе истории мы шли по пути умного роста и внедрения новейших технологий – будь то в технологических решениях или работе с абонентами. Важно, что изначально мы сфокусировали своё внимание именно на достижении технологического лидерства и вложили крупные инвестиции в строительство современной инфраструктуры. Считаю, что благодаря этой стратегии сегодня наша компания – лидер в мобильной передаче данных.

Санкт-Петербург – историческая родина МегаФона. Именно здесь состоялось большинство крупных запусков передовых технологий связи. Так, в 1994 году из Петербурга был совершен первый звонок в сети GSM, в 2005 году  здесь впервые в России состоялся запуск сети 2G, а в 2007 году – 3G. Именно после этого в обиход вошел термин «мобильный интернет».

– Какие проекты и направления в приоритете у МегаФона сейчас?

– Мы работаем с учетом существующих на рынке тенденций. Первая из них – это продолжающееся сокращение голосового трафика. Он снижается примерно на 5% в год. Общение переходит в мессенджеры, люди отправляют короткие сообщения, разговаривают по видеосвязи. Если еще 10-15 лет назад для клиента связь была необходима, чтобы в основном позвонить или отправить SMS, то сейчас эта история почти полностью про передачу данных. В сети МегаФона, например, за последние полгода дата-трафик вырос на 20%.

Вторая тенденция – преобладающая доля смартфонов с LTE среди общего числа абонентских устройств, которая приводит к тому, что в сетях 2G и 3G активности становится все меньше. По нашей статистике, 97% интернет-трафика проходит через LTE, а более 60% голосового трафика – через VoLTE. Стандарты 2G и 3G уже практически не используются. То есть сеть LTE загружается всё больше, поэтому мы переводим в LTE часть частот, на которых раньше работали 2G и 3G – делаем рефарминг.

– Как это влияет на абонентов?

– Только в этом году мы модернизировали в Ленобласти около 1500 базовых станций. Так удалось расширить скоростные возможности сети, в результате нашим абонентам предоставлен доступ к мобильному Интернету за пределами Северной столицы на скорости до 110 Мбит⁄с. Теперь многие дачники всего за минуту могут скачать часовое видео с разрешением 4К. Также мы устанавливаем дополнительные базовые станции – для того, чтобы охватить новые жилые комплексы и туристические объекты, дачные массивы и коттеджные поселки, а также улучшить покрытие сети вдоль западного скоростного диаметра, основных автомобильных и железнодорожных магистралей. Кроме того, мы реагируем на обращения абонентов, создаем «тепловые карты» по запросам на качество связи и на их основе корректируем план строительства.

Еще одним направлением нашей работы по линии инфраструктуры является развитие транспортной сети – «кровеносной системы», обеспечивающей «жизнедеятельность» базовых станций: строим волоконно-оптические линии связи, модернизируем радиорелейные пролеты.

– В каких районах области вы реализовали последние проекты по транспортной сети?

– Большое строительство ведется в Ломоносовском и Кингисеппском районах Ленобласти, уже проложено более 100 км оптоволоконного кабеля от Соснового Бора до Усть-Луги. Благодаря этому удалось разгрузить рядом стоящие базовые станции, которые раньше соединялись радиорелейными пролетами. Всего же в Ленобласти уже проложили более 2500 км «оптики», сеть довольно разветвленная и масштабная.

– Практикуется ли петербургскими мобильными операторами шеринг (совместное использование) активного сетевого оборудования?

– Пока масштабно такой истории нет. Есть проекты в торговых и офисных центрах, где строительство разветвленной сети антенно-фидерных устройств очень затратно и операторы используют ее совместно, пуская друг друга, но это незначительный объем. Совместно сейчас часто используется башенная инфраструктура, владельцами которой являются независимые инфраструктурные операторы, занимающиеся установкой и обслуживанием опор. Скорее всего, к широкому использованию общего оборудования связи мы придем в период развития технологии 5G, которая, как правило, разворачивается на более высоком диапазоне частот, чем действующие стандарты, и, соответственно, имеет меньшую зону покрытия. Потребуется дополнительное уплотнение базовых станций, строительство большого числа новых. В рамках каждого отдельного оператора это может стать невыгодно и неэффективно и приведет к модели, которая предполагает шаринг ресурсов. Или, как вариант, – появится инфраструктурный оператор, который будет предоставлять в аренду не только опору, но и саму базовую станцию.

– В начале года МегаФон запустил совместный проект с компанией «ОБИТ» – по сути, объединение инфраструктуры операторов мобильной и фиксированной связи для предоставления конвергентных услуг в тех районах, где у МегаФона нет собственной проводной сети. Как вы оцениваете результаты этого проекта?

– Это инициатива, которая позволяет нам значительно увеличить число жителей Санкт-Петербурга и Ленобласти, которым доступна возможность пользоваться мобильной и фиксированной связью МегаФона в рамках одного тарифа. Действительно, сегодня необязательно строить собственную инфраструктуру до каждого дома. Сотрудничество с «ОБИТ» по модели FVNO позволило нам дополнительно охватить конвергентными услугами более 200 тысяч домохозяйств. Здесь во главе угла стоит комфорт и увеличение лояльности абонентов – ведь они получают комплекс услуг и платят за каждую из них намного меньше, чем если бы заказывали их отдельно.

– Вы упомянули про работу с лояльностью клиентов. Как сегодня удается управлять мобильным трафиком, с учетом постоянно растущих аппетитов абонентов?

– Мы понимаем, что абоненты получают очень разный опыт: кто-то смотрит видео, кто-то стримит, кто-то закачивает и читает книги, слушает музыку. И наша задача как оператора – отвечать тем ожиданиям, которые абонент к этой услуге предъявляет сегодня. Так у нас появилась уникальная опция МегаФона – «pre-5G», которая вывела на новый уровень скорость мобильной передачи данных. И здесь мы снова стали первыми, кто предоставил абонентам возможность повышать скорость Интернета на отдельно взятом устройстве.

Петербург выступает тестовой площадкой для проектов МегаФона. В 2015 году оператор разогнал скорость мобильного интернета 4G до 450 Мбит/с, а в следующем (2016-ом) году МегаФон повысил передачу данных до 1 Гбит/с. Самая масштабная в стране тестовая зона совместного использования 4G и 5G МегаФона расположена в районе Невского проспекта и Экспофорума.

– Правильно понимаю, что Pre-5G работает в сетях LTE?

Верно, и именно эта опция делает связь быстрее до 50% благодаря интеллектуальной программе конфигурации ресурсов сети. Так можно комфортно использовать стриминговые сервисы, участвовать в видеоконференциях, геймить в сети на максимальных скоростях. За последние полгода количество подключивших «pre-5G» абонентов увеличилось в 8 раз, и мы получаем от них положительные отклики.

– Расскажите о планах МегаФона по развитию сети в Петербурге в ближайшей перспективе?

– В Санкт-Петербурге создана обширная сеть связи, существующая инфраструктура способна справиться с очень высокими нагрузками. У нас действительно лучший частотный ресурс. И это весомое преимущество, чтобы держать показатели скорости для абонентов на уровне и работать с качеством дальше. Сегодня МегаФон - бесспорный инфраструктурный и технологический лидер отрасли, и оператор с самым большим покрытием сети и высокой скоростью передачи данных. В тоже время, мы понимаем, что сеть – живой организм. Она нуждается в развитии и настройке в изменяющихся условиях. Например, в городах активно появляются новые жилые комплексы, где мы оперативно расширяем и усиливаем инфраструктуру. С помощью инструментов Big Data мы также определяем список населенных пунктов и конкретных локаций, где фиксируем рост интернет-трафика и увеличение мобильной активности. Именно на эти территории мы направляем наши силы с точки зрения инфраструктуры. Такая работа по развитию сети продолжится и в этом, и в следующем году. Что касается тарифов – они будут еще удобнее и понятнее, а главное выгоднее, например, за счет «МегаСил».

– А если заглянуть еще дальше?

– Стратегический вектор компании – рост технологического лидерства для предоставления лучшего сервиса нашим абонентам. В целом мы всегда, находясь «в сегодня», смотрим в будущее и готовим почву для нового технологического прорыва, ведь лидерство заложено в ДНК нашей сети.

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Фиксированная связь, Мобильная связь, Интернет

Ключевые слова: МегаФон