«Арифметика инноваций» от генерального директора «Технополис Санкт-Петербург» Питера Коучмэна

В конце текущего месяца, 30 сентября 2010 года, компания Technopolis откроет первую очередь технопарка в Пулково – и это произойдет в рамках инновационной недели в Северной столице. Корреспондент spbIT.ru встретился с генеральным директором «Технополис Санкт-Петербург» Питером Коучмэном, который отвечает за деятельность компании в России. Разговор не ограничился обсуждением лишь нового технопарка и затронул вопросы принципиальной сочетаемости европейских технологий развития инноваций с российскими бизнес-реалиями и менталитетом отечественных предпринимателей.
 Когда Technopolis только приходил в Россию, компания рассматривала возможность строительства технопарков в ряде городов страны. Потом вы решили полностью отказаться от проектов в Новосибирске и Томске, Москву также обошли стороной. Почему решили направить основные силы именно на Санкт-Петербург? 

 - Выбор Санкт-Петербурга для развития является совершенно логичным – в свете как географических, так и политических факторов. Для финской компании Петербург – это ворота в Россию, первый и понятный рынок. Мне лично Петербург нравится больше всех городов России, потому что Москва – это сплошные чиновники, бюрократия, нефть и т. д., в общем, все что угодно, кроме реального бизнеса. Петербург, особенно в области хай-тека, – это люди с мозгами, которые умеют что-то делать и доказали это на практике. В Петербурге сильная высшая школа и прикладные аспекты науки более развиты. Что немаловажно, город расположен близко к Финляндии и имеет удобное авиасообщение с крупнейшими городами мира. Конечно, есть и Новосибирск и Томск, но они находятся слишком далеко, чтобы о них вести речь. Зачем открывать что-то в том же Томске, если из Хельсинки туда не менее пяти часов лета с пересадками, в то время как до любого города Германии можно добраться менее чем за два часа на самолете.

 Как складывались взаимоотношения Technopolis с администрацией города и федеральными чиновниками?

 - Правительство нам не конкурент, но и не помощник. Оно нам не мешает, и большое ему за это спасибо. Город нас как раз за то и любит, что мы ничего не просим от чиновников. Начиная с 2006 года параллельно с разработкой совместных программ с правительством по ОЭЗ «Нойдорф» и технопарком на базе Университета им. Бонч-Бруевича (сейчас это проект ОАО «Технопарк Санкт-Петербурга», марка «Ингрия» - прим. ред.) мы начали поиск земли под собственное строительство. Уже тогда мне было ясно, что первый проект, который запустится на территории Санкт-Петербурга, будет нашим собственным. Время лишь подтвердило наши предположения. Естественно, мы не отказываемся от сотрудничества с городом и участвуем в его начинаниях. Яркий пример тому – бизнес-инкубатор «Ингрия», которому мы передали свои технологии и научили, как правильно «выращивать» высокотехнологичные компании, а также и другие инкубаторы. Но мы никогда не будем сами заниматься start-up проектами в России. 

 Еще до открытия технопарка ваша компания вела активную работу по формированию инновационной экосистемы города и даже начинала оказывать сервисные услуги ряду компаний из России. Расскажите, как строится работа Technopolis в Петербурге и сколько человек работает над запуском проекта?

 - Мы отличается от большинства компаний не только внешним видом, но и принципами организации работы команды и взаимодействия с клиентами. Сейчас в компании работает уже девять человек. Я особо хочу подчеркнуть, что Technopolis – это, прежде всего, команда. Мы специально выстраивали матричную структуру управления, когда у каждого сотрудника, работающего в компании, есть не только вышестоящий по вертикали начальник, но и коллега по аналогичной сфере деятельности в других технопарках компании. Таким образом, специалист отвечает за определенное направление работы в своем регионе, одновременно имея выход на опыт и компетенции своих же коллег из других технопарков. При такой структуре управления я как руководитель технопарка работаю со специалистами, которые подчинены не только непосредственно мне, а также и линейному руководителю направления, который отвечает за реализацию проектов по горизонтали во всех подразделениях Technopolis. Благодаря этому обеспечивается единая инновационная политика во всех подразделениях компании.

 В своих выступлениях Вы неоднократно подчеркиваете серьезный потенциал российских хай-тек компаний, но в то же время осуждаете их за инертность и недальновидную стратегию. На Ваш взгляд, в чем причина такого сочетания?

 - Для меня российский менталитет и российское ценообразование до сих пор остаются большой загадкой и серьезным отклонением от нормы. На рынке мы вынуждены конкурировать не только с объективными факторами, но с коррумпированным менеджментом компаний, который делает все, чтобы сохранить нынешнее положение и продолжить получать откаты от бизнес-центров за продление существующих договоров. И они костьми лягут, чтобы переезд не только в технопарк, но и вообще куда бы то ни было, не состоялся.

Отечественный бизнес чем-то напоминает таксистов, работающих возле вокзалов и аэропортов. Им проще простоять весь день и сделать одну поездку, но за большие деньги, чем работать по вызовам в городе и зарабатывать больше, ведь это тяжело. Гораздо проще проторчать весь день на стоянке, считая себя великими бизнесменами, чем поехать в город и начать искать клиентов. И такая ситуация относится ко всему российскому бизнесу. Конечно, выгодно задрать цены на товар или услугу, когда на нее есть повышенный спрос, и ничего не вкладывать в развитие и создание дополнительных сервисов. Аналогичная ситуация прослеживается везде, вплоть до корпоративного уровня. Хапнул и сиди себе спокойно. 

 Давайте о «Технополисе» в Пулково: договор аренды сроком от пяти лет, обязательная предоплата и стоимость квадратного метра в пределах 1 тыс. рублей – условия, на которые готова пойти не каждая компания. Не боитесь, что подобные цены и сроки могут отпугнуть часть потенциальных клиентов?

 - Не каждая компания способна стать резидентом Technopolis, и причина здесь, скорее, коренится не в финансовых возможностях, а в психологии. Психология компаний, как и людей, часто строится по принципу «я хочу платить не больше определенной суммы и ни копейкой больше». Погоня за дешевизной, которая засела у людей в головах, мешает им как в жизни, так и в бизнесе. Разница подходов состоит в том, что можно работать так, как делают все, – назначить цену в N рублей и набрать как можно больше клиентов. А можно сформировать первоклассный пакет сервисов, провести прекрасную работу, но при этом к вам пойдут немногие компании, потому что услуги будут стоить на порядок больше. В моем понимании это ничто иное, как скупердяйство, неготовность вкладывать деньги в собственное развитие и непонимание той выгоды, которую мы предлагаем. 

Такие компании напоминают клиентов низкобюджетных авиалиний, которые видят лишь верхушку айсберга, прельщаясь низкой ценой, но абсолютно не учитывают всех дополнительных, «скрытых» платежей и издержек от подобного вида путешествий. Вместо того чтобы лететь прямым маршрутом, скажем, из Хельсинки в Рим, они находят дешевый авиарейс и часами ждут пересадок в промежуточных аэропортах. Таким людям просто не хватает мозгов, чтобы просчитать все издержки, а если и хватает, то они считают, что 20 евро стоят того, чтобы провести 8 часов в аэропорту, ожидая пересадки. Здесь ситуация аналогична. Как только всплывает слово «дешевый», то я сразу прекращаю беседу или закрываю сайт компании. Мы не делаем дешевый сервис. Ни одно дешевое начинание не может быть успешным. Если клиент не готов платить деньги за качественные услуги – нам с ними не по пути. Мы хотим работать с компаниями, у которых есть чувство самоуважения.

 Возведенный технопарк еще на стадии строительства привлекал повышенное внимание крупных арендаторов. По последним данным, вам удалось выйти на 40-процентный уровень заполняемости здания еще до ввода его в эксплуатацию, да еще при арендных ставках на уровне бизнес-центров класса «А». В чем секрет?

 - Если рассматривать количество фальшивой позолоты и мрамора на квадратный метр промытого мозга клиента, то, конечно, нам далеко до бизнес-центров в особняках в центре города. У нас другие конкурентные преимущества – качественное строительство, которое ни при каких обстоятельствах не выходило за рамки финских норм и правил, а также самые лучшие строительные материалы. Такого здания по уровню качества и предоставляемых сервисов в Петербурге еще долго не будет. Технопарк превышает уровень бизнес-центра класса А по всем показателям. Наше здание одно из немногих в городе гарантирует клиенту температуру помещения, расчет воздухообмена, европейские нормы освещенности рабочего места и многих других технических аспектов. 

Между тем 40 % до сдачи здания в эксплуатацию – небывалый показатель для России. Однако все относительно, так как наберется еще 4-5 крупных арендаторов, и места в технопарке – в его первом здании (всего запланировано пять) – не останется. Первые сделки, естественно, самые сложные, потом процесс идет значительно быстрее. Первый якорный арендатор получил от нас существенные скидки, но это общемировая практика, и мы с готовностью пошли на такой шаг.

 Какой будет динамика строительства новых очередей технопарка и сохранится ли спрос на помещения на таком же высоком уровне?

 - Сейчас наступает третья, конечная, волна переездов высокотехнологичных компаний. Мы сталкиваемся с интересной ситуацией, когда компании понимают, что им будет намного лучше у нас и им надо переезжать. Но пока они не могут это сделать по финансовым причинам. Вообще в России было несколько итераций переездов. При нынешней итерации переезда компании должны переезжать из какого-то оборудованного помещения в еще более технически продвинутое помещение, то есть к нам. Но для того, чтобы переехать, им надо оправдать те затраты, которые были сделаны на предыдущем уровне, потому что те здания, куда они переезжали в последний раз, были не оборудованы и компании вкладывали серьезные средства для того, чтобы довести их до ума. И эти затраты еще не с амортизированы. Как только все их вложения будут самортизированы, процесс переезда пойдет намного быстрее и легче. 

К концу 2013 года можно будет уже заранее запланировать спрос на помещения во второй очереди технопарка. Долгосрочное планирование – это то, что нужно компаниям и рынку в целом. Сейчас наступает третья фаза на рынке, когда компании решают переехать туда, где для них уже сделано все по высшему разряду, откуда больше им не потребуется больше переезжать. В городе есть целый ряд компаний, которые уже приняли для себя подобное решение. Это большие якорные арендаторы, которые способны занимать по нескольку тысяч квадратных метров площадей.

 Технопарк позиционируется не только как высококлассная операционная среда для бизнеса, но и как провайдер целого ряда дополнительных услуг и сервисов. По какому принципу подбирались эти услуги и кто за них будет отвечать?

 - Технопарк – это не только помещения для компаний, которые работают в высокотехнологичной сфере, но также и фирмы, которые обслуживают их. Поэтому действует принцип: обязательная организация в технопарке сервисов B2B и B2P. Вокруг ИТ-компаний собирается множество ИТ-аутсорсинговых, бухгалтерских, юридических, консалтинговых и прочих предприятий формата «бизнес для бизнеса». А фирмы стандарта B2P будут представлены ресторанами, клининговыми центрами, химчистками, салонами красоты, которыми управляют аутсорсинговые компании.

 На ваш взгляд, какие услуги будут наиболее востребованы отечественными компаниями в текущей экономической ситуации?

 - Каждому, кто занимается бизнесом, нужны всего две вещи: деньги и клиенты. Именно эти две проблемы помогает решить Technopolis. Силами нашего подразделения Technopolis Ventures мы предлагаем нашим клиентам целый ряд услуг, направленных на развитие бизнеса и рост компании. Наукоемкие и высокотехнологичные компании могут воспользоваться нашим опытом продвижения проектов на европейских и международных рынках и привлечь финансирование из различных источников. Одно из наших подразделений – Strategic Matchmaking – профессионально занимается «сводничеством»: помогает компаниям найти друг друга с помощью наших регулярных деловых мероприятий и индивидуально: на форумах Money Talks инвесторы получают доступ к потенциально интересным проектам, а успешные проекты могут найти партнеров или поставщиков для интернационализации их бизнеса. Особенно ценной для российских компаний мне кажется возможность заранее «заказать» себе партнера согласно необходимым критериям и приехать уже на подготовленную встречу именно с той компаний, которая поможет двигать бизнес.

Автор: Роман Шиков.

Тематики: Маркетинг, Регулирование, Финансы

Ключевые слова: Технополис, Technopolis