Директор МРФ «Северо-Запад» ПАО «Ростелеком» Александр Логинов: «Игроки рынка вынуждены искать новые возможности диверсификации бизнеса, новые источники дохода»

Александр Логинов был назначен руководителем макрорегионального филиала «Северо-Запад» ПАО «Ростелеком» в феврале 2020 года. До этого он занимал аналогичную должность в компании на Дальнем Востоке. SPbIT.ru поинтересовался его взглядами на деятельность «Ростелекома» в регионе и тренды телеком-рынка, а также на создание и продвижение продуктов и услуг для сегментов B2B и B2G.

Александр, «Ростелеком» завершил 2020 год с впечатляющими бизнес-показателями и продолжил положительную динамику в первом квартале 2021 года. Как на этом фоне выглядит деятельность компании в Петербурге и в целом по Северо-Западному макрорегиону? И как бы вы прокомментировали обновленную стратегию развития «Ростелекома» до 2025 года, представленную в апреле?

– Компания действительно демонстрирует хороший рост по всем направлениям своей деятельности: в работе с физлицами, бизнесом, операторами связи и государством – как результат скрупулезной работы по повышению эффективности деятельности и затрат. Одним из знаковых событий прошлого года стала, например, окончательная консолидация «Ростелекомом» компании «Теле2 Россия», это наш актив на рынке мобильной связи. Это изменение также сказалось на выручке. Положительная динамика сохраняется сегодня во всех макрорегионах, в том числе на Северо-Западе. За I квартал текущего года, по сравнению с I кварталом прошлого, наш МРФ показал рост выручки на 2,2%, рост OIBDA на 18,3% и чистой прибыли – на 23,7%.

В Петербурге, в частности, мы продолжаем реализацию крупных госпроектов и запускаем новые. Например, в рамках развития программы «Безопасный город», в этом году готовим к установке около 20 тысяч камер видеонаблюдения на парадных, совмещенных с умными домофонами, и около 5 тысяч камер на фасадах зданий. А еще 20 тысяч таких видеокамер мы уже установили в прошлом году.

Всего же Правительством Санкт-Петербурга поставлена стратегическая задача к 2025 году оснастить улицы города 180 тысячами камер видеонаблюдения. Мы намерены активно участвовать в этом проекте, в конкурсных процедурах.

 

 

Что касается собственной стратегии развития «Ростелекома», – компания все так же держится курса цифровой трансформации, сохраняет модель интегрированного провайдера цифровых услуг и решений. В то же время перед нами стоит задача по наращиванию свободного денежного потока, сокращению внешнего долга и достижению операционной эффективности. Всё это должно содействовать устойчивому развитию компании и улучшению финансовых показателей, максимальному возврату инвестиций. Также в стратегии перечислены цифровые кластеры, которые должны находиться в приоритете «Ростелекома»: дата-центры, облачные сервисы, онлайн-медицина, цифровые регионы, государственные цифровые сервисы и, конечно, кибербезопасность.

К слову, в Петербурге на территории университета ИТМО открылся один из киберполигонов «Ростелекома» – для тренировки практических навыков студентов по защите от киберугроз.

Пандемия по-разному повлияла на бизнес, но для многих компаний этот опыт был скорее негативным. Как менялись ваши пакеты услуг?

– Очевидно, что выросла востребованность наших сервисов: в первую очередь, технологий удаленных коммуникаций, совместной работы и контроля за рабочими процессами. Возросли запросы на виртуальные АТС, сервисы аудио- и видеоконференций, облачный ЦОД.

У нас появилась возможность больше применять собственные технологические разработки. Сейчас, когда сотрудники наших клиентов активно возвращаются на свои рабочие места, компании начинают интересоваться другими решениями «Ростелекома» в сфере заботы о здоровье людей: системами удаленной телеметрии, автоматизированных политик доступа, зонирования предприятий, видеоаналитики.

 

Александр Логинов, директор МРФ «Северо-Запад» ПАО «Ростелеком»

 

А как в «Ростелекоме» пережили переход на удаленную работу, перестройку бизнес процессов?

– Пандемия, безусловно, бросила новые вызовы для государственных и частных организаций с точки зрения эффективности бизнес-процессов. Но для нас это был еще и технический вопрос. В связи с вынужденной популярностью дистанционных коммуникаций, трафик на сетях «Ростелекома» вырос очень серьезно. Причем это был взрывной рост не по отдельным видам трафика – например, видеоконтента, как бывало и раньше, – а по всем сразу. Сеть «Ростелекома» была к этому готова, и даже сейчас ее потенциал не исчерпан, она имеет большой запас ресурса. Мы постоянно занимаемся модернизацией опорной сети, в том числе стыковыми узлами на границах с соседними государствами, поэтому не столкнулись ни с какими серьезными сложностями. И оперативно решили задачи там, где это все же потребовалось.

Мы не только помогли всей стране выйти на удаленку, но и сами отправили туда большую часть своих сотрудников. После начала пандемии практически все офисные сотрудники «Ростелекома» работали из дома. Если в период пиковых ограничений соотношение работающих онлайн и офлайн сотрудников составляло около 60% и 40% соответственно, то в остальное время распределение оказалось примерно равным. Мы увидели, что удаленная работа имеет определенные плюсы, и сейчас, вне режима строгих ограничений, компания перешла в гибридный формат: часть времени сотрудники находятся в офисе, часть – дома.

На мой взгляд, будущее именно за гибридным форматом работы. Сейчас к нам приходит много молодых сотрудников, для которых такой вариант взаимодействия с работодателем становится естественным и целиком приемлемым. Всё больше людей вообще не привязаны к рабочему месту.

Мне кажется, что в этот переходный период важно поддерживать такой комбинированный режим работы, когда каждый сотрудник, по согласованию с руководителем и клиентами, выбирает наиболее удобный для себя график. Я замечаю, что производительность труда у тех, кто правильно организует рабочий день, увеличивается. Проведенные нами опросы руководителей и сотрудников тоже это доказывают. Поскольку границы рабочего времени размылись, при оценке эффективности труда мы ориентировались не на количество часов, проведенных за компьютером, а на более значимые KPI и показатели эффективности. Далее мы точно будем использовать «дистанционные наработки» в сочетании с гибридным форматом.

Очевидно, этот гибридный режим работы влияет и на оптимизацию объектов недвижимости компании?

– Думаю, да, но гибридная работа – не единственная причина этого. Стоит вспомнить, что исторически во владении «Ростелекома» всегда было большое количество объектов, только аналоговые АТС (автоматические телефонные станции – прим. ред.) занимали огромные площади. Сейчас, когда с тем же объемом задач справляется цифровая АТС размером, условно говоря, с холодильник, – у нас появляется свободное пространство, и есть возможность оптимизировать портфель недвижимости, сконцентрировать основную часть сотрудников в одном месте.

В Петербурге это здание на Синопской набережной, 14. Здесь у нас уже организованы различные зоны: пространство Open Space, переговорные комнаты, рабочие зоны по типу коворкинга, где не закреплены рабочие места за конкретными сотрудниками. Коллеги будут приходить туда для обсуждения идей, выработки подходов, брейншторма, – а реализовывать эти идеи можно онлайн. Надеюсь, что скоро не будет офисных будней по 8 часов: все убедились, что главный критерий оценки работы – ее качественный результат.

Работа с крупным бизнесом и госсектором – как она строится сейчас? Как сейчас выглядит пакет услуг «Ростелекома» – от базовой связи до ИТ-сервисов, облаков?

– К задачам бизнеса любого масштаба мы практикуем индивидуальный подход и создаем комплексные, релевантные предложения. Для государственных и корпоративных заказчиков формируем на основе базовых услуг своеобразный продуктовый портфель, который можно расширять дополнительными сервисами. Например, у нас до сих пор много клиентов услуг офисной телефонии, но всё больше выбирают виртуальную АТС, чтобы максимально защитить передаваемую информацию. Мы гарантируем сохранность данных и берем на себя ответственность за это, предоставляем защищенные каналы связи между распределенными объектами заказчика.

Многие клиенты в зависимости от потребностей выбирают новые услуги: «Управляемый Wi-Fi», «Ростелеком Экраны», геоинформационные сервисы, услуги по киберзащите, системы видеоконтроля за работой сотрудников и безопасностью бизнеса, корпоративная связь, мобильная касса. Для крупных предприятий мы готовы предложить или разработать под потребности заказчика технологии сбора и аналитики данных с любых узлов производства, обеспечить производство технологиями удаленного управления и контроля.

Для производственных предприятий, внедряющих технологии IIoT, актуальны частные мобильные сети Private LTE. Спрос на них особенно заметен среди компаний добывающей отрасли, там они используются для роботизации, установки датчиков на удаленных объектах.

Также большой объем работы «Ростелекома» с госсектором – это организация портала госуслуг, проекты по фотовидеофиксации, весогабаритному контролю на дорогах, системы «Безопасного города», технологии умного энергосбережения и интеллектуального освещения.

Также мы подключаем к интернету социально-значимые объекты – школы, библиотеки, ФАПы. Модернизируем сеть и добавляем новые услуги: в тех же школах, помимо доступа в сеть, это могут быть установлены зоны Wi-Fi, видеонаблюдение, мультимедийные сервисы.

 

Новый ЦОД «Ростелекома» в Петербурге рассчитан на 800 стойко-мест

 

В мае мы открыли в Петербурге современный ЦОД с возможностью аренды мощностей. Во многих случаях это удобно и эффективно для клиентов: мы берем на себя обслуживание облачной инфраструктуры, а заказчику для работы его систем необходим только доступ к сети. При потребности в расширении ИТ-инфраструктуры ему не нужно докупать сервера, достаточно расширить емкость своего облака. Петербургский ЦОД станет одним из важнейших элементов формирования цифровой среды города: он способен удовлетворить все текущие потребности наших B2B и B2G-клиентов в регионе, но мы готовы при необходимости строить на Северо-Западе и новые дата-центры.

Вы уже упомянули про кибербезопасность как одно из ключевых направлений «Ростелекома». Какие тенденции есть на этом рынке?

– Наши специализированные системы мониторинга показывают, что с начала пандемии количество киберугроз растет, причем у злоумышленников нет исключений при выборе цели атак: под угрозой бизнес любых масштабов и отраслей, организации госсектора. Наше дочернее предприятие «Ростелеком-Солар» предлагает целый комплекс решений, способных обеспечить полный контур кибербезопасности заказчика, протестировать системы защиты клиентов и предложить способы защиты слабых мест инфраструктуры клиента.

С переходом на режим удаленной работы у заказчиков вырос спрос на решения «Ростелекома» в области мониторинга промышленного шпионажа, злоупотребления полномочиями, утечек критически важной для организации информации. «Ростелеком» также предоставляет и организовывает корпоративные курсы киберграмотности – системы обучения сотрудников предприятий стандартам безопасного обмена информацией и поведения на внешних ресурсах.

 

География присутствия «Ростелеком-Солар

 

Расскажите, пожалуйста, подробнее, о проектах «Ростелекома» за пределами Петербурга – по развитию сети, устранению цифрового неравенства, цифровизации регионов.

– Северо-Запад на мой взгляд, – интересный и довольно сложный с точки зрения цифровизации макрорегион: здесь расположены и арктическая зона с вечной мерзлотой, и огромные территории с малой плотностью населения. «Ростелеком» ведет здесь непрерывную модернизацию и строительство телекоммуникационной инфраструктуры. Развивать сеть мы можем самостоятельно, инвестируя с учетом предполагаемого спроса, совместно с регионами в каких-то социально значимых направлениях и на удаленных территориях, а также с помощью программ федерального финансирования.

Мы применяем современные технологии: устанавливаем на магистральных каналах оборудование DWDM, улучшающее характеристики сети, используем средства постоянного дистанционного мониторинга состояния линий, устройства физического резервирования (OLP), которые могут в автоматическом режиме оперативно перенаправлять трафик на альтернативные каналы передачи данных. Вся сеть строится с большим запасом технологического ресурса, имеет резервные каналы и возможность быстрого расширения пропускной способности в несколько раз. Компания применяет для строительства инфраструктуры в том числе и высокотехнологичное оборудование отечественных производителей, поддерживая развитие импортозамещения.

В рамках проекта по устранению «цифрового неравенства» (УЦН) мы проводим в населенные пункты оптические линии связи, организуем там Wi-Fi, а теперь еще и мобильную связь – в случае, если там ее не было. Таким образом мы реализуем уже новый этап этого проекта – УЦН 2.0, доставляя услуги связи в самые дальние уголки страны.

В начале года мы завершили очень важный и яркий проект – строительство по дну Балтийского моря оптоволоконной линии Кингисепп-Калининград, обеспечившей цифровую независимость Калининградской области. Строится магистраль до Харьяги, Нарьян-Мара и далее, чтобы обеспечить связность всего северо-западного ответвления сети «Ростелекома».

 

Александр Логинов, директор МРФ «Северо-Запад» ПАО «Ростелеком»

 

Как строится работа «Ростелекома» с операторским сегментом – B2O?

– Учитывая огромные объемы строительства инфраструктуры «Ростелекома», можно говорить о том, что наши взаимоотношения с операторами связи только укрепляются. Количество партнеров, с которыми «Ростелеком» работает на Северо-Западе, за последние два года сильно увеличилось. У нас заключены соглашения со всеми крупными игроками, в том числе мобильными операторами.

Для крупных операторов, например, «Ростелеком» предлагает сервисы О2О – реализацию инфраструктурных проектов с выручкой в сотни миллионов рублей. Сюда входит техобслуживание и аварийно-восстановительные работы волоконно-оптических линий связи и базовых станций, стройка и модернизация базовых станций сотовых операторов, стройка ЦОД и больших транспортных узлов операторов.

Также доступны услуги аренды нашей инфраструктуры, в частности, подземные кабельные сооружения.

Какие устойчивые тренды на телеком-рынке вы могли бы отметить? Какие у вас планы по развитию в регионе?

– Несмотря на то, что операторам связи приходится постепенно повышать тарифы, стоимость базовых услуг связи в стране остается сравнительно низкой и эта особенность будет сохраняться. Инициативы государства, такие, как закон Яровой, тоже существенно влияют на операторов. Игроки рынка вынуждены искать новые возможности диверсификации бизнеса, новые источники дохода. Это подталкивает к развитию услуг на стыке телеком и ИТ, формированию экосистем и умных сервисов. Ну а доступ в сеть окончательно закрепился в числе самых необходимых потребностей человека и мы, в свою очередь, будем стремиться продолжать развитие инфраструктуры и продвижение цифровых сервисов.

 

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Фиксированная связь, Финансы, Безопасность

Ключевые слова: Ростелеком, Ростелеком Северо-Запад