Генеральный директор компании INLINE Technologies Сергей Хрупов: «Основная задача сегодня – внимательно отслеживать короткие события и адекватно на них реагировать»

Предварительные итоги деятельности INLINE Technologies показывают, что бизнес интегратора в 2020 году сопоставим с предыдущим периодом. Компания смогла адекватно воспринять и среагировать на возникшую из-за пандемии ситуацию, продолжить реализацию начатых проектов, еще более сплотить коллектив и сохранить своих крупнейших заказчиков. Именно благодаря этим факторам ей удалось продемонстрировать достойные финансовые показатели, считает генеральный директор компании INLINE Technologies Сергей Хрупов.

– Сергей, 2020 год принес много изменений, какие из них, на ваш взгляд, были самыми важными для той сферы отечественного ИТ-рынка, где ваша компания работает?

– Год был трудным, скорее даже запутанным и непредсказуемым в связи с пандемией. И если говорить о наиболее важных изменениях, коснувшихся отечественного рынка системной интеграции, я бы прежде всего назвал иную модель взаимодействия, на которую нам всем пришлось перейти. И как следствие этого – попытку выстроить дистанционное взаимодействие таким образом, чтобы по эффективности оно не уступало очному. Мы, конечно, понимали, что серьезных трудностей с технической точки зрения здесь не будет: есть Zoom, Teams, Webex, GoToMeeting, российские платформы Webinar, IVA MCU, VideoMost. И как системный интегратор мы обладаем обширным опытом внедрения разнообразных средств коммуникации и совместной работы.

 

Генеральный директор компании INLINE Technologies Сергей Хрупов

 

Но оказалось, что, во-первых, несмотря на наличие таких средств, не все персоналии умеют и готовы ими в полной мере пользоваться. Во-вторых, не всегда этот инструментарий отвечает нашим ожиданиям, и, в-третьих, все-таки коммуникация удаленная не совсем равна коммуникации очной. Особенно, когда мы говорим об общении не двух людей, а группы, скажем, из десяти человек. Здесь возникают проблемы, которых нет при проведении офлайн-встреч.

INLINE Technologies модернизировала сетевую инфраструктуру технологических систем ОТР с целью предоставить цифровое вещание телеканала на всей территории России. Теперь в 79 региональных передающих центрах все вещательные узлы могут работать с помощью проводных и беспроводных каналов связи, что обеспечивает гарантированную надежность телетрансляции (см. раздел «Релизы», 23 марта 2020 г.).

И проблемы эти находятся не в плоскости функционирования технических средств (хотя спустя год эксплуатации становится понятным, что именно нужно модифицировать в данных системах для улучшения их работы), а связаны непосредственно с коммуникацией между людьми, с обеспечением коммуникативного влияния. Я имею в виду, что, во-первых, участники группового дистанционного совещания имеют возможность отвлечься от обсуждения, а во-вторых, спикер зачастую не может понять, как он воспринимается аудиторией, насколько понятен ей, какова ее реакция, и, соответственно, не может по ходу скорректировать свое выступление: что-то повторить и пояснить. Поэтому недопонимания между людьми в онлайновых собраниях на порядок больше, чем в очных. А это заставляет чаще и дольше коммуницировать, и, следовательно, количество трудозатрат возрастает, а эффективность производственного процесса, естественно, падает.

И вот, собственно, один из челленджей – как с этим справиться. Оказывается, онлайн-совещания и встречи надо строить по-другому. И дело не в ИТ-инструментах, а в психологии и использовании других методов коммуникации – в смысле контента, формы изложения, порядка проведения. И мало того, от выступающего уже требуются другие навыки, он должен проявить некоторую волю и дисциплину, для того чтобы получить результат взаимодействия за ограниченное время. А вот к этому люди не готовы. Все, конечно, учатся, двигаются. Однако эта проблема до конца, на мой взгляд, не осознана. И может быть, так и не будет осознана, если через три-четыре месяца или, скажем, даже через год мы вернемся к привычной форме общения. Но то, что она есть, очевидно, и над этим надо работать. Надо вырабатывать культуру проведения и участия в виртуальных встречах.

В связи с массовым переводом сотрудников на удаленную работу возник заметный спрос на разнообразные средства дистанционного взаимодействия: будь то более мощные коммуникационные узлы удаленного доступа к данным, средства и ПО для совместной работы или оборудование для видео-конференц-связи. Многие средние и крупные организации обнаружили недостаточную готовность своей ИТ-инфраструктуры к удаленной работе. На мой взгляд, пандемия также подстегнула бизнес к цифровизации. Количество проектов по цифровой трансформации предприятий заметно возросло.

Другое изменение на рынке системной интеграции обусловлено катастрофическим ухудшением экономической ситуации в таких сферах, как, например, авиаперевозки и аэропортовая деятельность, производство, ретейл. Предприятия сократили инвестиции в ИТ, оставив, может быть, поддержание работы каких-то коммуникационных инструментов. Следствием этого, естественно, стали перенос или отмена планируемых на 2020 год закупок, уменьшение количества традиционных инфраструктурных проектов, ужесточение конкуренции между интеграторами.

INLINE Technologies начала предоставлять комплексные решения HPE по модели «все-как-услуга». Это дает компании дополнительные возможности по формированию гибких и экономичных ИТ-решений для заказчиков, которые сталкиваются с необходимостью оптимизировать свои ИТ-бюджеты (см. раздел «Релизы», 20 апреля 2020 г.).

На это, а также на невозможность спрогнозировать дальнейшее развитие ситуации, обусловленной пандемией, я думаю, мы все отреагировали двумя вещами. Первое – очень сузили горизонт бизнес-планирования, перешли к короткому квартальному прогнозированию и стараемся максимально быстро откликаться на происходящие изменения. С одной стороны, это даже неплохо, но с другой – сделало процессы планирования и управления более трудоемкими, а невозможность увидеть долгосрочные перспективы, конечно же, снизила желание инвестировать в развитие новых направлений.

И второе – возникла жестокая необходимость менять подходы к управлению ресурсами. Основная ценность любой ИТ-компании – это люди, с их интеллектом, компетенциями и пассионарностью. А люди стали болеть, уходить на карантин и самоизоляцию. И, соответственно, оставшимся специалистам пришлось выполнять больший объем работ и овладевать новыми для себя навыками с тем, чтобы подменять в проектных командах выпавших коллег. Несмотря на то, что все предписываемые меры соблюдаются: дистанционная работа, наличие средств индивидуальной защиты в офисе, проведение для сотрудников тестов ПЦР и на антитела, – процент временно выбывающих из строя довольно высок, а число одновременно отсутствующих гораздо больше, чем в доковидные годы.

Таким образом, мы столкнулись с перманентной нехваткой ресурсов, с ростом внутренних издержек, приведших к увеличению себестоимости наших услуг, но задачу соблюдать сроки и сохранять качество выполняемых работ при этом никто не отменял.

А для вашей компании - что в 2020 году было самым важным? С чем 2020-й всегда будет для вас ассоциироваться? Вполне возможно, что это не только пандемия и удаленка, или не самые известные их стороны.

– Все-таки – с ковидом, с теми внезапными изменениями, на которые приходилось реагировать, и теми вызовами, которые пришлось принять. Но у меня есть и собственные открытия, связанные с людьми, с человеческими проявлениями. Конечно, случались и антиоткрытия, но их, по счастью, оказалось не так много.

Самым важным, с моей точки зрения, было то, что INLINE Technologies как команда в своем большинстве смогла адекватно воспринять и среагировать на возникшую в 2020 году ситуацию. Работа и жизнь в условиях пандемии, я бы сказал, способствовали сплочению коллектива. Может, это черта русского человека – объединяться перед лицом испытаний? Но большая часть, 80 % наших сотрудников – а это костяк компании – оказалась вполне мужественными и крепкими людьми, гибкими и мобильными. И встретившись с разными вызовами на своем персональном фронте, они не спасовали, а сосредоточились на поиске путей решения возникающих проблем, приняли на себя повышенную нагрузку и ответственность. Конечно, были какие-то осечки, были неудачи – без этого не бывает. Но то, что люди не опустили руки и начали по-новому выстраивать свою работу, – это, безусловно, главный итог уходящего года.

Какими 3-5 словами вы могли бы охарактеризовать 2020 год? Может быть, вы сможете рассказать о самом большом плюсе и самом большом минусе ситуации 2020-го.

– Самый большой плюс – это приятные, порой неожиданные человеческие проявления. Самый большой минус – это отсутствие возможности увидеть перспективу, скажем, на 2022-2023 годы и отсутствие возможности аргументированно осознать направления технического развития нашей компании. Каких-то новых прорывов, новых открытий мы не смогли себе позволить. Мы мало работали над долгосрочными проектами и технически красивыми идеями. А ведь это интересная часть нашей работы – заглянуть в будущее. Все-таки мы видим себя не просто агрегатом по реализации технических задач, пусть и очень сложных, но творческим и даже в чем-то научным коллективом, занимающимся Hi-Tech. Мы как профессионалы не смогли в этом году эту творческую часть себя реализовать. И от этого грустно, потому что здесь вопрос не столько в развитии бизнеса, сколько в желании получить заряд оптимизма и удовольствие от своей работы. Безусловно, это не вина, а беда. Я полагаю, практически весь бизнес в мире в большинстве своем сегодня занят в основном сиюминутными проблемами и задачами.

 

 

 

Каковы итоги работы вашей компании в 2020 году? В чем оказалась сила - в способности принять неожиданные вызовы или, наоборот, в способности удержаться в рамках ранее поставленных задач, в чем-то еще?

– Повторюсь, сила оказалась в людях. Относительно показателей деятельности замечу, что сегодня мы можем говорить только о предварительных итогах, поскольку финансовый год у нас заканчивается 31 марта 2021 года – впереди еще три месяца работы.

Вероятнее всего, результаты 2020 года будут сопоставимы с 2019 годом. Конечно, были локальные потери, и были локальные приобретения, но стратегически мало что поменялось. И это я оцениваю как хороший результат в нынешней трудной и неопределенной ситуации. Главное – мы сумели сохранить наших крупнейших заказчиков и репутацию надежного и квалифицированного системного интегратора.

Что касается структуры оборота бизнеса по технологическим направлениям, могу сказать, что здесь изменений практически не произошло, за исключением роста выручки от реализации средств коммуникации. Не могу пока отметить и каких-то устойчивых тенденций в части инфраструктурных решений. Хотя, конечно, по сравнению с 2019 годом изменения будут, я думаю, в пределах 10-15 % в зависимости от направления. Но увидеть их мы сможем только в 2021 году, поскольку как системный интегратор мы имеем дело с длинными проектами и в уходящем году большей частью исполняли то, что было запланировано в 2019-м.

Ваши планы на 2021 год, ожидания, цели. Какие черты 2020-го следующему году хорошо бы унаследовать, а в чем - ни в коем случае не быть похожим? Что ваша компания сможет гарантировать партнерам и клиентам при любом развитии событий?

INLINE Technologies модернизировала процессы деятельности своей службы сервиса, использовав цифровые модели ИТ-инфраструктуры. Работа проведена в рамках корпоративной программы по совершенствованию инструментов и методов сервисного сопровождения заказчиков (см. раздел «Новости», 29 апреля 2020 г.).

– Наши планы – стоять твердо, заниматься своей профессиональной деятельностью, несмотря ни на что, и быть успешными. 2020 год показал, что мы можем быть такими.

Я бы хотел отказаться от дистанционной коммуникации, хотя бы частично. Все-таки мы не роботы, мы – люди. Мне, например, не хватает живого общения с коллегами, партнерами и заказчиками. Я вижу такую же нехватку внутри компании. У руководителей и лидеров направлений должна быть возможность высказаться и выслушать, лидерство часто требует личной коммуникации. А еще дистанционное общение довольно формализовано, и поэтому новым сотрудникам намного сложнее вписываться в команду. Определенно, мы продолжим вырабатывать культуру удаленных собраний, возможно, найдем и новые способы обогатить виртуальное взаимодействие. Постараемся приблизить его к очному. Крайне необходимо повысить эффективность наших внутренних процессов, идеи тут есть.

Мы будем продолжать слушать заказчика и не будем объяснять пандемией невозможность что-либо реализовать. Безусловно, любой интеграционный контракт – это совместная работа заказчика и исполнителя. Естественно, шероховатости случаются, в том числе и на стороне партнеров и заказчиков. И в этом случае нам приходится пересматривать свои планы, перераспределять ресурсы. Возникают форс-мажорные обстоятельства и у нас, и мы ценим понимание заказчиком трудностей, связанных с текущими ограничениями. Правильно, если лояльность проявляется с обеих сторон. И тем не менее, своим клиентам и партнерам мы будем гарантировать выполнение взятых на себя обязательств, как бы тяжело нам не было, будем гарантировать высокую квалификацию, сроки и качество.

Наша основная задача сегодня не делать волюнтаристских прогнозов, а внимательно отслеживать короткие события и адекватно на них реагировать. Нам нужно быть гибкими и уметь быстро меняться. Меняться технологически, качественно и количественно, ментально и культурно. Никакие прогнозы роста экономики, изменения цены на нефть, изменения спроса потребителей в условиях пандемии не работают. Любому бизнесу в любой сфере деятельности сейчас очень сложно вырабатывать долгосрочные планы, которые не связаны с сиюминутным исполнением конкретных обязательств, регулярными функциями.

Хочется верить в хорошие перемены в наступающем, 2021 году, что коронавирус в следующем году будет побежден, а ограничения, с ним связанные, перестанут нас тяготить. А мы, научившись за это время многому, сможем увидеть будущее более отчетливо и реализовать самые смелые планы.

Большое спасибо за беседу!

 

Автор: Анна Тумакова.

Тематики: Интеграция

Ключевые слова: системная интеграция