Технический директор Западного региона ПАО «ВымпелКом» Евгений Василевич: «Билайн подключает новые ресурсы к развитию сети»

В 2020 году «ВымпелКом» (бренд Билайн) существенно увеличил инвестиции в развитие сети и провел масштабные организационные преобразования, благодаря которым роль отдельного региона в процессах планирования и управления сетью значительно возросла. О самых ярких проектах компании в Петербурге и Ленобласти – «Суперсити», стройке в метро, и других – порталу SPbIT.ru рассказывает технический директор Западного региона ПАО «ВымпелКом» Евгений Василевич.

– Евгений, техническое подразделение мобильного оператора даже в условиях пандемии не может «поставить бизнес-процессы на паузу». Как развивалась мобильная сеть Билайн в Петербурге и Ленинградской области в минувшем году?

– Даже если не брать в расчет кризис, вызванный пандемией, 2020 год для Билайн, в целом по Западному региону (17 городов в СЗФО и ЦФО – прим. ред.), выдался сложным и продуктивным одновременно. К примеру, только в Петербурге было построено более 350 технологических  площадок для размещения базовых станций, всего же за прошедший год мы установили в регионе более 1,5 тысяч новых базовых станций.

Масштабному строительству способствовали большие инвестиции компании в развитие сети. Это позволило нам в полном объеме завершить проект по модернизации мобильной сети в Петербурге и Ленобласти и запустить новый проект «Суперсити», который позволит еще более расширить охват и улучшить качество сети Билайн. Так, мы модернизировали технологию VoLTE на новой платформе, тем самым еще больше разгрузив «голосовую» сеть и улучшив качество звука. Проводим рефарминг частот (увеличение ширины полосы в LTE, позволяющее существенно увеличить среднюю скорость мобильного Интернета – прим. ред.). Рассматриваем перспективу использования и возможность пилотного проекта в области Wi-Fi Calling.  

Отдельное внимание мы уделили развертыванию сетевой инфраструктуры на коммерческих объектах: в бизнес-центрах и ТРК, на стадионах, в ледовых дворцах. В 2020 году было реализовано 25 таких индор-проектов. Кроме того, в прошлом году мы начали строительство сети в перегонах петербургского метро в рамках трехстороннего соглашения с другими операторами.

 

Евгений Василевич, технический директор Западного региона ПАО «ВымпелКом»

Евгений Василевич, технический директор Западного региона ПАО «ВымпелКом»

 

Уже в марте-апреле 2020 года, в момент первого локдауна и массового перехода на удаленную работу, операторы связи начали докладывать о перераспределении трафика между мобильными и фиксированными сетями, городом и областью – в связи с чем необходимо было где-то расширять покрытие, где-то увеличивать мощности. Как справился с этим Билайн?

– Мы также почувствовали эту тенденцию сразу и смогли быстро отреагировать благодаря тому, что у нас на тот момент уже была утверждена обширная инвестиционная программа, в том числе проект «Суперсити». Мы видели миграцию абонентов в пригород и область – и как раз сосредоточились на улучшении покрытия в спальных районах, в крупных коттеджных поселках, дачных массивах, СНТ. На каждом таком объекте мы строили 3-4 сайта, чтобы обеспечить абонентов в первую очередь дата-трафиком LTE. Применяли технологию 4X4 Massive MIMO для увеличения пропускной способности в местах концентрации трафика. Все это делалось для того, чтобы у наших клиентов во время самоизоляции была качественная связь и быстрый мобильный интернет.

А как вы сами работали в условиях удаленки? Насколько возможно осуществлять из дома все функции технического подразделения?

– В нашей компании задолго до пандемии, в 2016 году, была запущена программа удаленной работы – современный подход к управлению персоналом, в рамках которого сотрудникам предоставляется возможность работать как в офисе, так и из дома. Для удобства дистанционной работы были разработаны специальные приложения, для подключения к корпоративной сети – организованы защищенные каналы связи, VPN.

Поэтому у нас не возникло никаких сложностей в тот момент, когда были введены ограничения на посещение сотрудниками офиса. К примеру, весь отдел документооборота был переведен на Home Office очень быстро. Однако если говорить о дежурствах, работе на технологических площадках, – здесь оставалась необходимость «физического» присутствия сотрудника. Программа удаленной работы будет только расширяться, однако мы видим, что для многих наших сотрудников важно хотя бы несколько раз в неделю или месяц общаться с коллегами «вживую» – и не ограничиваем их в этом.

Александр Торбахов на недавней пресс-конференции упомянул о глобальных изменениях в организационной структуре компании – в частности, о передаче большой доли компетенций по управлению сетью из центрального офиса в регионы, и о возвращении функций, которые находились на аутсорсинге у вендоров.  Как это повлияло на работу вашего подразделения?

– Эта инициатива, на мой взгляд, была совершенно правильной и положительно повлияла на нашу работу. Вендоры предоставляли нам услуги по управлению сетью – от планирования до эксплуатации. Сейчас мы возвращаем себе компетенции в области планирования, аренды, строительства и частично эксплуатации сети. Переводим сотрудников в штат «ВымпелКома» или замещаем их собственным персоналом.

С этим связано и то, что в плане управления проектами компания сегодня делает акцент на регион и конкретные филиалы. Принятие решений, степень ответственности за них на уровне филиала приобрели гораздо большее значение по сравнению с тем, что было несколько месяцев назад. Теперь в каждом филиале Западного региона есть технический директор с собственным штатом – благодаря этому мы наблюдаем рост управляемости сетью и увеличение скорости реализации отдельных проектов.

Вы упомянули о совместном создании покрытия мобильной сети в перегонах (тоннелях между станциями – прим. ред.) петербургского метро. На каком этапе сейчас находится этот проект? И как он реализован технологически?

– Проект действительно реализуется совместно с двумя другими операторами. Каждый участник строит сетевую инфраструктуру на определенных ветках. Например, наша зона ответственности – красная и зеленая ветки. Мы уже оборудовали связью восемь перегонов на красной ветке – в наличии качественного покрытия в них каждый абонент Билайн может убедиться самостоятельно. До конца марта 2021 года мы планируем обеспечить услугами связи все перегоны на красной ветке, а до конца первого полугодия – на зеленой. Мы уже построили четыре сайт-отеля – это ЦОДы, в которые приходит транспортная сеть и где будет размещено телекоммуникационное оборудование, ADAS-система. Из сайт-отеля сигнал «опускается» в метро по оптической линии и поступает на радиомодули в перегонах, которые создают радиочастотный сигнал – он, в свою очередь, распределяется по тоннелю с помощью излучающего кабеля.

Отдельная важная задача оператора – обеспечение покрытия вдоль автомагистралей и железных дорог.

– Совершенно верно. Инвестиционная программа, которая стартовала у нас в прошлом году, предусматривает строительство новых сайтов мобильной связи в области не только на территории дачных поселков, но и вдоль основных автомагистралей. Самый крупный проект, который уже был завершен, – обеспечение связью трассы М-11 (новая платная скоростная автомобильная дорога М-11 «Нева» Москва – Санкт-Петербург – прим. ред.). Вдоль всей трассы на территории Западного региона, включая Тверскую область, через каждые 10 км были установлены двухдиапазонные (2G/4G) базовые станции на объектах инфраструктурного оператора. В 2021 году мы запланировали еще несколько подобных инвестиционных проектов, касающихся других важнейших автомагистралей.

Отдельная программа направлена на увеличение количества базовых станций вдоль железных дорог: в первую очередь, вдоль трассы Сапсана на Москву, позднее – в направлении Выборга, Приозерска и других населенных пунктов.

Сеть LTE становится повсеместной, а сеть 3G, наоборот, обывателю практически не заметна. Для чего абонентам нужны все три поколения мобильной связи сразу, и когда можно будет отказаться от одного из них?

– Наличие трех поколений мобильной связи до сих пор во многом обусловлено парком мобильных устройств, которыми пользуются абоненты. При этом каждый оператор уже активно использует рефарминг. Например, в Москве Билайн провел полный рефарминг сети 3G в LTE, оставив только небольшую полосу под голос в сети 3G – потому что мы обязаны обеспечить услугами связи и тех абонентов, чьи устройства поддерживают только 2G/3G. В Санкт-Петербурге и Ленобласти рефарминг частот 1800 МГц уже состоялся, в планах – рассмотрение возможности перевода части диапазона 2100 МГц из 3G в LTE.

Каким компонентам радиосети, техническим решениям, проектам компания будет уделять особое внимание в 2021 году?

– Мы продолжаем реализацию масштабной программы развития сети. В нее входит, в частности, строительство базовых станций в дачных поселках, развитие покрытия сети в Петербурге и всех городах Ленинградской области. Во многих филиалах Западного региона, в том числе в Петербурге и Ленобласти, уже начались проекты дальнейшего рефарминга 2G/3G в LTE. И, конечно же, в наших планах – завершение уже упомянутых проектов, таких, как связь в перегонах метрополитена и вдоль автомагистралей.

 

Рубрики: Мобильная связь

Ключевые слова: Билайн, ВымпелКом