Системный архитектор компании ТАЛМЕР Александр Блинов: «При выборе средств мониторинга нужно исходить из бизнес-задачи, которую необходимо решить»

Компания ТАЛМЕР обладает наработками и практическим опытом внедрения комплексных систем управления и мониторинга для разных сегментов рынка - от малого бизнеса до крупных телеком операторов, делая основной акцент на максимизацию жизненного цикла предлагаемого продукта, интеграцию с OSS-системами заказчика и последующие циклы технической поддержки. Тему ИТ-мониторинга раскрывает системный архитектор компании ТАЛМЕР Александр Блинов.

– Александр, расскажите, пожалуйста, какие сейчас имеются средства для организации мониторинга инфраструктуры, приложений, бизнес-процессов?

– Перечислить все решения по всем направлениям в рамках одного разговора невозможно. Сотни вендоров специализируются на мониторинге, плюс сами производители оборудования и программного обеспечения разрабатывают комплексы для мониторинга и управления своими продуктами. Из open source средств мониторинга инфраструктуры и приложений можно отметить Zabbix, который широко применяется в инфраструктурах практически любой сложности – он достаточно прост в настройке, доработке и позволяет эффективно отслеживать состояние как отдельных сервисов, так и инфраструктуры в целом. Если говорить про комплексы мониторинга enterprise-уровня, то здесь представлены мастодонты ИТ-рынка – IBM с платформой мониторинга и управления инфраструктурой Tivoli, Microsoft SCOM, HPE SIM и многие другие. Практически любая платформа виртуализации или контейнеризации сейчас имеет в комплекте встроенную систему отслеживания, предикции и реагирования. При выборе средств мониторинга нужно исходить из бизнес-задачи, которую необходимо решить, будь то снижение аварийности, монетизация пользовательского опыта, отчётность и аналитика для владельцев бизнеса.

– Грамотно организованный мониторинг - каким он должен быть? Велико ли в нем участие человека, или большее значение имеют правильно подобранные средства автоматизации? Какими компетенциями должен обладать специалист, ответственный за мониторинг?

 

Системный архитектор компании ТАЛМЕР Александр Блинов

Системный архитектор компании ТАЛМЕР Александр Блинов

 

– Грамотно построенный мониторинг должен предсказать возникновение проблем по «хлебным крошкам» - минимальным аномалиям в поведении инфраструктуры, незаметным при ручном наблюдении и предотвращать потенциальные проблемы. Если система мониторинга и управления не может предотвратить возникновение инцидента в автоматическом режиме, то она должна донести информацию о возможных вариантах развития событий до ответственных лиц – дежурного специалиста по инфраструктуре, ответственного за конкретный сервис и так далее. Фактически, участие человека в самом процессе отслеживания состояния должно быть сведено если не к нулю, то к минимуму, равно как и участие в решении «типовых» проблем. Качественно проработанная автоматизация должна самостоятельно перезапускать зависшие сервисы, разворачивать дополнительные ноды в кластер ещё до исчерпания ресурсов и, при необходимости, производить ребалансировку нагрузки. Современная ИТ-инфраструктура позволяет отслеживать тысячи различных параметров и обрабатывать огромное количество событий одновременно, важно то, как использовать эти данные.

ТАЛМЕР обладает наивысшими партнёрскими статусами ведущих производителей оборудования для создания виртуальной ИТ-инфраструктуры. Опыт и экспертиза сотрудников подтверждены соответствующими сертификатами. О технологиях и трендах виртуализации рассказывает системный архитектор компании ТАЛМЕР Александр Блинов (см. интервью раздела «ТАЛМЕР» от 30 апреля 2021 г.).

С точки зрения принятия решений в нештатных ситуациях, которые не были описаны при проектировании и внедрении мониторинга и автоматизации – важные решения должен принимать всё-таки человек. Такой специалист должен обладать достаточно широким кругозором, чтобы определить, с каким компонентом инфраструктуры возникли проблемы и как их можно устранить с минимальными потерями. Для этого нужно знать сетевой стек, особенности работы серверного оборудования, СХД, систем виртуализации и прочих компонентов. Без такой ИТ-эрудиции не получится с первого раза корректно распознать источник проблемы и эскалировать её в нужный департамент или решить самостоятельно.

– Какова роль интегратора в этом процессе? На каких участках помощь интегратора незаменима?

– Интегратор, имея большой проектный опыт и высококвалифицированных специалистов в штате, помогает определить объекты и участки инфраструктуры, подлежащие мониторингу, выбрать единственное нужное решение из всего многообразия представленных на рынке систем, и, что крайне важно, разрабатывает алгоритмы отслеживания состояния объектов и автоматизирует реакции на изменение тех или иных метрик. Существенным преимуществом привлечения профессионального интегратора перед самостоятельным внедрением системы мониторинга и управления является гарантия того, что состояние инфраструктуры будет отслеживаться максимально полно, в связи с чем количество инцидентов с неожиданными отключениями служб и сервисов будут стремиться к нулю. Интегратор может разработать регулярную отчётность по доступности и качеству сервисов заказчика. Мониторинг это не только сбор и визуализация событий от оборудования, это в первую очередь процессы, процедуры, интеграция со смежными системами и, как итог, достижение поставленной бизнес-цели. Также стоит отметить возможность обучения интегратором сотрудников заказчика самостоятельной разработке алгоритмов автоматизации и мониторинга.

– Каким опытом обладает в данной сфере ваша компания? Как давно занимается этим направлением, какими достижениями гордится, какими уникальными технологиями располагает?

Компания ТАЛМЕР (входит в «ИКС Холдинг»), системный интегратор, и Arenadata, разработчик корпоративной платформы сбора и хранения данных, подписали соглашение о сотрудничестве. В статусе авторизованного партнёра ТАЛМЕР расширит собственную линейку решений, направленных на организацию управления данными и обеспечение условий для качественной бизнес-аналитики (см. новость раздела «ТАЛМЕР» от 29 апреля 2021 г.).

– Компания ТАЛМЕР обладает наработками и практическим опытом внедрения комплексных систем управления и мониторинга для разных сегментов рынка - от малого бизнеса до крупных телеком операторов. Основной акцент мы делаем на максимизацию жизненного цикла предлагаемого продукта, интеграцию с OSS-системами заказчика и последующие циклы технической поддержки.

– Расскажите о каком-либо интересном и показательном проекте.

– Показательный проект с точки зрения системы мониторинга как составной части системы управления является внедрение Arista CloudVision в ЦОДах крупного еnterprise-заказчика. Панель управления CloudVision помогает заказчику отслеживать жизненный цикл оборудования, актуальность версий ПО и наличие необходимых обновлений, закрывающих недочёты в безопасности. Использование телеметрии, передаваемой оборудованием в ЦОДах, позволяет встроенному модулю аналитики и обработки данных предоставлять беспрецедентный уровень детализации как при мониторинге в реальном времени, так и при проведении ретроспективного анализа для поиска и устранения неисправностей. Использование большого количества исходных данных для искусственного интеллекта и машинного обучения позволяет генерировать максимально точные отчёты и рекомендации для операторов системы.

– Ваше экспертное мнение о перспективах развития направления мониторинга ИТ и роста его значимости для компаний в целом и разных категорий пользователей.

Новым генеральным директором системного интегратора и поставщика ИТ-решений компании ТАЛМЕР (входит в многопрофильную ИТ-группу «ИКС Холдинг») назначен Владимир Переволоцкий, ранее занимавший должность операционного директора компании Nexign, также являющейся дочерней компанией холдинга (см. назначение раздела «ТАЛМЕР» от 21 мая 2021 г.).

– Системы мониторинга продолжат наращивать возможности по отслеживанию изменений и управлению разнородными инфраструктурами. Будут разрабатываться новые методы проактивной/предиктивной аналитики. Соответственно, будут повышаться требования к квалификации специалистов, инсталляции станут больше, сложнее и дороже. Возможно, будут разработаны качественные мультитенантные платформы, которые смогут покрыть потребности в мониторинге и управлении для сотен компаний, размещённых в публичном облаке, но будут это делать при помощи всего лишь одной централизованной инсталляции. С развитием ИТ-продуктов в целом, заказчики смогут сначала получить достоверные ответы о причинах даже секундной недоступности сервисов, а затем достигнуть реального аптайма систем в 100 %.

– Каковы планы вашей компании по дальнейшему развитию этого направления и связанных с ним компетенций?

– Мы продолжим поддерживать высокий уровень компетенций наших специалистов и изучать новые продукты, появляющиеся на рынке. Также мы хотим донести до заказчиков идею того, что качественный мониторинг может существенно сократить как финансовые расходы, так и репутационные риски в долгосрочной перспективе.

– Большое спасибо за беседу!

Рубрики: Интеграция

Ключевые слова: ТАЛМЕР