Генеральный директор интернет-агентства RealWeb Василий Лазука: «В ближайшие годы Интернет сохранит за собой право считаться самой эффективной медиасредой»

Экономический кризис в определенной степени оказался на руку компаниям, занятым рекламным бизнесом в Интернете. В условиях сокращения рекламных бюджетов многие рекламодатели из всех «носителей» рекламы отдали предпочтение Сети. Одним из известных петербургских игроков, чья специализация – продающие рекламные кампании в Интернете, является RealWeb. О том, что принес минувший 2009 год рынку интернет-рекламы в целом и данной организации в частности, рассказывает генеральный директор интернет-агентства RealWeb Василий Лазука.

 Василий, расскажите, пожалуйста, об истории становления и развития компании, ее современном месте на рынке, основных направлениях работы.

 - Интернет-агентство RealWeb возникло в Петербурге в 1998 году по инициативе двух студентов СПбГТУ. Произошло это примерно так же, как и для множества других интернет-агентств и дизайн-студий того времени, когда только появившийся Интернет пытались осваивать энтузиасты. Наверное, нельзя сказать, что нам просто повезло – все же удача сопутствует подготовленным. Но без доли везения не обошлось – мы участвовали во всех «тендерах», многие из которых звучали как «сделайте нам сайт бесплатно, а если очень понравится, то мы даже что-то заплатим»... Упорство и труд помогли нам превратить студенческую инициативу в бизнес. С некоторых пор мы перестали принимать участие в неоплачиваемых тендерах, какими бы они ни были.

Сейчас основные направления нашей деятельности – проведение рекламных кампаний, разработка сайтов и поисковая оптимизация. В 2007 году мы решили открыть офис в Москве, который на сегодняшний день превратился в эффективное обособленное подразделение, четко встроенное в общий процесс.

Число штатных сотрудников компании, занятых во всех наших проектах в настоящее время, превышает 70 человек, и мы рассчитываем, что это число будет расти и дальше.

Какую долю рынка мы сейчас занимаем в Петербурге? Хочется с иронией заметить, что если спросить каждого участника рынка о его доле, а после сложить полученные показатели, то можно запросто получить не менее чем 200 %... Поэтому отвечу так: наша компания занимает весьма заметную долю петербургского рынка, постепенно ее увеличивая.

 По вашему мнению, какие факторы важны сейчас для компании такого профиля, чтобы остаться на плаву? Как именно удается удерживать позиции вашей компании?

 - Каждый раз, начиная работу с новым клиентом, мы задаемся вопросом: а что бы мы сделали, если бы его бизнес был нашим? Как бы мы привлекали клиентов для себя? На мой взгляд, очень многие рекламные решения, которые предлагаются клиентам, не получили бы жизни, если бы рекламное агентство думало о деньгах клиента, как о своих собственных. Мы стараемся предлагать то, что купили бы сами.

Кроме того, в своей работе мы используем систему управления рекламой AdHands, которая делает рекламные кампании в Интернете прозрачными. Например, эта технология позволяет клиенту видеть в простом и удобном для него интерфейсе все его текущие рекламные размещения в реальном времени. Он видит стоимость всех размещений, стоимость каждого конкретного перехода на свой сайт (и в медийной, и в контекстной рекламе), глубину просмотров сайта пользователями из каждого рекламного источника и имеет возможность сравнить все показатели за любой период времени. Причем все это рекламодатель может выполнить самостоятельно, буквально за 2-3 клика мыши. Таким образом, клиент понимает, что он получает за свои деньги на самом деле.

 По вашей оценке, что было в 2009 году наиболее интересного в жизни и бизнесе вашей компании, какие события были ключевыми, какие проекты наиболее значимыми?

 - Прошедший год принес нам много событий. Например, наше представительство в Москве в 2009 году стало полноценным участником рынка, получив ряд крупных клиентов, в нелегкой борьбе отбитых у именитых московских интернет-агентств. В этом списке целое созвездие автосалонов – в общей сложности 27 различных марок (от «Ауди» до «Ягуара»), «Планета Фитнес», ряд финансовых компаний – «Юниаструм Банк», «Кит-Финанс» и другие.

Кроме того, наша компания получила статус Google Advertising Professionals – единственная в Северо-Западном регионе. Всего в РФ таких компаний пять, включая нашу.

 А что происходило на рынке интернет-рекламы в целом? Каким этот рынок был в начале 2009 года, как и благодаря каким события развивался, что представляет собой сейчас?

 - Реклама в Сети была самой эффективной раньше, остается таковой и теперь. В 2009 году рынок вырос, несмотря на кризис. Его рост заметно меньше, чем год назад, когда все было еще настолько хорошо, что продавались абсолютно любые рекламные поверхности – и в Сети, и в офлайне.

Основное событие, на наш взгляд, – рекламодатели начали считать деньги. Традиционный подход – «мы тратим рекламный бюджет хорошо, потому что план продаж выполняется на 120 %» – перестал работать, и это заставило большинство рекламодателей начать разбираться, какие источники рекламных размещений приводят клиентов, а какие нет. Те, кто делал это и раньше, ощутили на себе падание спроса не так заметно. Те, кто отставал, были вынуждены подтянуться, ну а те, кто не смог, потеряли сильнее всего. Тут-то многие из рекламодателей и совершили для себя такое «открытие» – оказывается, Интернет сегодня дает самую низкую стоимость привлечения потребителя.

 По вашим наблюдениям, какие интернет-решения сейчас наиболее популярны у рекламодателей?

 - «Продающие» сайты и контекстная реклама. Как только все поняли, что сила Сети в возможности находить людей, которые обладают платежеспособным спросом в период общего падения продаж, то почти исчезли имиджевые решения, за исключением некоторых сегментов FMCG. Интернет стал более конкретным. Рекламодатели стали четче понимать, что именно они хотят от пользователя, и предпочитают решения, позволяющие достигать таких задач. Рекламодателям важно опубликовать актуальные цены на свои услуги, информацию о наличии товара на складе и в магазинах, подробное описание предложений и дисконтных программ на сайтах, а также разместить контекстную рекламу в поисковых машинах.

Разумеется, медийные размещения никто не отменял, но если еще пару лет назад при слове «контекст» многие сомневались («а как же картинка, а что мы покажем руководству? так не пойдет....»), то теперь риторика поменялась («а что мы получим в результате, как вырастет количество новых звонков?»).

 На ваш взгляд, компании какого профиля сейчас являются наиболее типичными рекламодателями в Интернете?

 - Как раз в этом году стало возможным с уверенностью говорить, что рекламой в Сети пользуются практически все. Маленькие компании приносят маленькие бюджеты, крупные компании – это большие бюджеты и иные профили размещений, но совершенно «открытых» рынков, участники которых вообще не используют Интернет для коммуникации с потребителем, сейчас, пожалуй, не осталось. Те, кто продает достаточно крупный дорогостоящий товар, например, строительные компании или автодилеры – традиционно активны в Сети.

 Какие перспективы вы видите для своей компании в 2010 году?

 - Лично у меня двойственные ожидания на этот год. С точки зрения процессов, происходящих в экономике, кризис потушен деньгами и он скорее «завис», чем кончился. Поэтому мы рассматриваем для себя в этом году достаточно сдержанные варианты развития бизнеса, способные позволить нам в случае ухудшения экономической ситуации зафиксировать те достижения, которые будут достигнуты. С другой стороны, концептуально, как и в любом другом году – надо постараться вырасти больше рынка. Последние 12 лет нам это удавалось.

 А какие возможности отмечаете для рынка в целом?

 - Мы считаем, что тенденция к более глубокому анализу эффективности рекламных размещений, заданная с начала 2009 года, будет сохраняться, и это, конечно, повлияет на рынок – и на предпочтения рекламодателей, и на ценообразование рекламных площадок. Например, компания «Яндекс» в 2010 году существенно снизила цены почти на все свои медийные (баннерные) продукты. Для очень большого количества рекламодателей размещения в «Яндексе» были эффективны и при прежней стоимости, теперь же «Яндекс» может не просто стать еще популярнее, но и окончательно перетянуть на себя оффлайн-бюджеты многих рекламодателей.

В целом же рынок должен вырасти, и заметно сильнее, чем в прошлом году. Многие компании, сделавшие в 2009 году ставку на рекламу в Сети «по необходимости», оценили и возможности, и результат, и готовы снова расставить соответствующие акценты уже осознанно.

Очевидно, что со временем все больше рекламных денег будет попадать в Сеть и низкая стоимость привлечения потребителя, о которой мы говорили, будет расти – медленно, но верно. Однако в ближайшие годы об этом можно не беспокоиться – Интернет сохранит за собой право считаться самой эффективной медиасредой.


Подробности

Василий Валерьевич Лазука

Родился 29 июля 1979 года. Окончил Санкт-Петербургский государственный технический университет, специализация – менеджмент. В медиаотрасли с 1998 года, с этого же года – генеральный директор интернет-агентства RealWeb.

О компании

RealWeb является динамично развивающимся интернет-агентством и специализируется на продающих рекламных кампаниях. Год основания RealWeb – 1998-й. Сейчас офисы компании есть в Москве и Санкт-Петербурге. RealWeb является сертифицированным агентством «Яндекс», Google, «Бегун» и «Popep». Преимущество RealWeb – уникальная система анализа качества рекламной кампании AdHands, которая позволяет увеличить эффективность рекламы в 2-3 раза. Среди клиентов – «Юниаструм Банк», «КИТ Финанс», «Белый Ветер ЦИФРОВОЙ», «Планета Фитнес», Группа «Ренессанс Страхование», «Автоцентр ОВОД», «Панорама О.С.», «Пронто-Москва», «Сеть магазинов горящих путевок».

Автор: Анна Тумакова.

Тематики: Маркетинг, Кадры, Web

Ключевые слова: Realweb