Безопасность, управление, комфорт. «Ростелеком» на ЦИПР – о цифровизации регионов

«Ростелеком» стал VIP-партнером конференции ЦИПР-2022 («Цифровая индустрия промышленной России»), состоявшейся в начале июня в Нижнем Новгороде. На выставке в рамках мероприятия компания представила ИТ-сервисы для бизнеса и государственные проекты цифровизации. Более подробно об инициативах оператора, реализованных в различных субъектах РФ в рамках экосистемы «Умных городов» и «Цифровых регионов», на пресс-брифинге рассказал директор по цифровым регионам ЦФО «Ростелекома» Павел Шиляев.

Субъекты страны по-разному подходят к реализации национального проекта «Цифровая Экономика»: на это могут влиять множество факторов: например, региональная специфика формирования приоритетных потребностей цифровой трансформации, размер бюджета, инициативность руководителей, ответственных за применение новых технологий.

 

Павел Шиляев, директор по цифровым регионам ЦФО «Ростелекома»

Павел Шиляев, директор по цифровым регионам ЦФО «Ростелекома»

 

Вместе с тем, как отмечают в «Ростелекоме», по уровню развитию некоторых направлений цифровизации регионы могут составить достойную конкуренцию мегаполисам. Так, Тульская область  проявила большие успехи во внедрении интеллектуальной транспортной системы (ИТС), а в Нижнем Новгороде построены сотни «умных» остановок. На Сахалине же благодаря беспилотникам, геоинформационной системе и неравнодушным гражданам эффективно борются с несанкционированными городскими свалками.

 

 

Лидером по внедрению комплексных цифровых решений в инфраструктуру городов и регионов объективно является «Ростелеком». Компания уже реализовала по всей стране более пятисот проектов «Умного города» и «Цифрового региона». Деятельность оператора сосредоточена на трех сегментах цифровизации: безопасность (защита жизни, здоровья и важнейших интересов граждан), управление (управление городским хозяйством и контроль) и комфорт (обеспечение высокого уровня качества городских пространств). В этих направлениях выделяются и ключевые области: безопасный город, видеонаблюдение, ИТС, энергоэффективность, цифровизация ЖКХ, комфортная городская среда, управление отходами/экология.

 

 

Безопасный город – привычная норма

«Я бы сравнил систему обеспечения безопасности граждан с подушкой безопасности в машине: когда она есть, становится спокойнее, но о том, чтобы испытывать ее, мы не думаем. Мы воспринимаем ее как норму, привыкаем к ней», – рассказал Павел Шиляев.

Решение «Ростелекома» по обеспечению безопасности включает в себя АПК «Безопасный город» (внедрен в 15 регионах), систему централизованного оповещения населения, систему 112 (внедрена более чем в 60 регионах), комплексный мониторинг окружающей среды, а также интеллектуальную систему видеонаблюдения.

Аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» предназначен для обеспечения центра оперативного реагирования средствами по управлению безопасностью и прогнозированию чрезвычайных ситуаций. Система может быть интегрирована с существующими аналитическими и мониторинговыми системами центра.

Результатом внедрения комплекса становится повышение скорости реакции на ЧС, снижение времени доведения информации о происшествиях, увеличение достоверности прогнозирования инцидентов и как итог – снижение количества человеческих жертв при ЧС. Один из лучших показателей эффективности показывает Алтайский край, где время отклика служб реагирования сократилось на треть (с 60 до 40 минут), а достоверность прогнозирования ЧС достигла 90%. Также «Безопасный город» внедрен в Архангельской области, в Карелии, в Калининграде, в Петербурге и Ленобласти и других регионах.

 

 

Видеонаблюдение и видеоаналитика – «глаза» «Умного города», основа для эффективного обеспечения безопасности и менеджмента. В настоящий момент к единой платформе видеонаблюдения оператора подключено более 350 тысяч видеокамер. При обработке видеопотока используется интеллектуальная видеоаналитика, способная распознавать лица людей, различные объекты и события, вести подсчет трафика по заданным параметрам и в автоматическом режиме контролировать работы по городскому благоустройству.

Управление городским хозяйством под контролем ИТ

К сегменту «Управление» «Ростелеком» относит проекты цифровизации в области энергосбережения, транспортных систем и ЖКХ.

Так, в 36 регионах страны компания модернизировала инфраструктуру уличного освещения: провела замену систем освещения и обновление электросетевого оборудования, установила приборы учета потребления энергоресурсов и внедрила решения по автоматизации управления ресурсами, учета и прогнозирования. По-настоящему интеллектуальной работу освещения в городах теперь делают такие инновации, как цифровое моделирование объектов ЖКХ или телеметрические датчики. За счет комплексного подхода в разных регионах энергосбытовые организации смогли добиться до 80% экономии потребления энергоресурсов в объектах социальной сферы, около 30% снижения затрат на содержание системы наружного освещения.

 

 

Результатом создания региональной интеллектуальной транспортной системы в 18 городских агломерациях страны стали снижение аварийности на дорогах до 25% и снижение общего количества нарушений ПДД на 20%. В единой системе с предиктивной аналитикой теперь сосредоточено управление дорожными датчиками, светофорами, дорожными камерами и другими элементами дорожной инфраструктуры. Комплексы фотовидеофиксации нарушений ПДД, установленные в 56 субъектах РФ, позволяют автоматизировать сбор сведений о нарушениях на дороге, выписку и отправку постановлений, контроль оплаты штрафов.

«Эффект при внедрении цифровых проектов бывает денежным и неденежным. Например, проведя  мероприятие по энергоэффективности, заменив тот же светильник, мы легко можем подсчитать экономию средств. А вот денежный эффект от внедрения ИТС посчитать экономически гораздо труднее: что мы зарабатываем, когда быстрее доезжаем до места, меньше стоим в пробках, реже попадаем в аварии? Насколько это повышает производительность труда? Такие вещи, которые влияют на жизнь каждого человека, всего города, – мне кажутся даже более интересными», – прокомментировал Павел Шиляев.

В сфере цифровизации ЖКХ «Ростелеком» разработал такие решения и сервисы, как автоматизированная система управления Фондом капитального ремонта, единая диспетчерская служба, единый центр обработки и регистрации заявок в сфере ЖКХ, личный кабинет жителя, электронные общие собрания собственников, единый платежный кабинет, автоматизированная система Госжилинспекции. Пожалуй, одним из самых потенциально значимых проектов здесь видится создание сервиса для проведения собрания собственников жилья онлайн через портал Госуслуг – такую возможность собственники получили в начале прошлого года. Решение, предложенное «Ростелекомом», оператором платформы, позволит жильцам более активно участвовать в обсуждении ключевых решений и предотвратить возможные махинации со стороны управляющей компании.

Город без свалок и загрязнений. Но с «умными» остановками

Комфортная городская среда, в понимании «Ростелекома», – это «умные» остановочные павильоны, оборудованные видеонаблюдением, Wi-Fi, системой оповещения, интерактивной картой, а также многофункциональные опоры освещения и даже «умные» мусорные контейнеры на солнечных панелях, которые самостоятельно контролируют свою наполненность. В совокупности всё это напоминает фантастический город будущего, но с одной оговоркой – в некоторых регионах такие пилотные проекты уже реализованы. Например, в Нижнем Новгороде практически все остановки в черте города стали «умными» – около 400 объектов. Для «Ростелекома», выступающего в этом проекте концессионером, это больше социально-ориентированная история, однако и коммерческая составляющая в ней присутствует: инвестиции потенциально можно вернуть за счет рекламы, размещаемой на остановках. Подобное решение готовятся внедрить и в Липецкой области.

 

 

Что касается сферы экологии и обращения с отходами – «Ростелеком» снова предлагает комплексный объективный контроль, включающий решения по управлению медицинскими отходами и ТКО, экологическому мониторингу, автоматизации мусорных полигонов. Экологическими проектами компания занимается достаточно давно: еще в 2019 году на Петербургском цифровом форуме компания представила пилотную систему экологического мониторинга воздуха, реализованную в Петербурге. Сегодня система экомониторинга хорошо проявляет себя, например, в Тамбове.

Помимо прочего, «Ростелеком» делает акцент также на вывозе мусора и ликвидации стихийных свалок. Контролировать их будут с помощью различных технологий: видеонаблюдения, геолокации, беспилотников. Повышение прозрачности процессов обращения с отходами должно повысить уровень дисциплинированности операторов ТКО и предотвратить мошеннические схемы – например, когда мусор вывозится оператором не на специализированные полигоны, а в соседний район.

«В стране проводится реформа отрасли ТКО, и без цифровых технологий ее реализовать невозможно. Чем грамотнее, к примеру, окажется логистика, тем экономически более эффективным окажется проект», – заметил Павел Шиляев.

Важность цифровизации ЖКХ отметили и другие участники ЦИПР-2022.

Добавим, что в рамках конференции «Ростелеком» представил также решение для бизнеса «Ростелеком. Сервис печати», созданное в 2020 году. В сессиях ЦИПР принимали участие старший вице-президент «Ростелекома» по информационным технологиям Кирилл Меньшов, вице-президент по отраслевым решениям Роман Шульгинов, вице-президент по стратегическим инициативам Борис Глазков, директор по стратегическому развитию Алеся Мамчур, и другие спикеры.

 

 

 

.

Рубрики: Интеграция, Безопасность, Инновации

Ключевые слова: Ростелеком, видеонаблюдение, Умный город