В Петербурге запускается суперсервис строительных услуг для застройщиков

В начале 2023 года застройщикам Санкт-Петербурга станет доступен суперсервис строительных услуг. Он предназначен для оптимизации процесса подачи заявлений по государственным услугам и процедурам на всех этапах строительства. Это позволит снизить административные барьеры для застройщиков и увеличить скорость ввода новых объектов строительства в регионе. О существующей функциональности и перспективах суперсервиса spbIT.ru рассказывает руководитель направления «Строительство и инвестиции» компании «Нетрика» Елена Вовк.

Предпосылки появления суперсервиса для застройщиков

В ходе строительства или реконструкции объекта застройщикам необходимо обращаться за получением государственных услуг (процедур). Список этих услуг определен и связан с прохождением конкретного этапа строительства. Зачастую административные регламенты по разным услугам требуют при обращении указывать одни и те же сведения по одному объекту либо вводить информацию, которая уже содержится в полученных ранее результатах исполнения процедур.

Получение услуги в электронном виде облегчает процесс подачи заявления для застройщика, но не избавляет его от необходимости многократного ввода повторяющихся данных и прикрепления документов, с которыми он ранее уже обращался к органам власти.

К примеру, при подаче заявления по услуге «Выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства» от застройщика требуется указать наименование объекта, его адрес, сведения о положительном заключении экспертизы проектной документации. Затем при подаче заявления по услуге «Направление извещения о начале строительства объекта капитального строительства» необходимо указывать те же сведения, а также реквизиты разрешения на строительство, которое является результатом предыдущей, уже оказанной, услуги. Похожая ситуация существует и с другими процедурами, которые приходится проходить застройщику, чтобы построить объект и ввести его в эксплуатацию.

Поскольку большинство услуг оказывается в электронном виде, появляется возможность накопления и объединения данных об объекте строительства (и вокруг него) в машиночитаемом виде. Эти собранные данные можно переиспользовать в ходе всего цикла строительства. Такой подход к обработке данных при оказании услуг позволяет не только сократить время при подаче заявлений и снизить вероятность ошибок при ручном вводе, но и ускорить процедуры согласования и получения результата.

В этом и состоит основная идея строительного суперсервиса для всех участников процессов в строительной сфере.

 

Елена Вовк, руководитель направления «Строительство и инвестиции» компании «Нетрика»

Елена Вовк, руководитель направления «Строительство и инвестиции» компании «Нетрика»

 

Для кого предназначен суперсервис

Самый быстрый эффект от запуска суперсервиса ощутят застройщики. Проактивный подход к оказанию услуг позволит еще больше снизить административные барьеры и оптимизировать действия застройщиков. А формирование благоприятных условий для развития инвестиционно-строительной сферы позволит быстрее развивать инфраструктуру региона. Чем быстрее застройщики будут проходить необходимые разрешения для реализации строительных проектов, тем быстрее в регионе будет вводиться новое жилье, строиться школы, больницы, транспортная инфраструктура и другие объекты, улучшающие качество жизни граждан. Получается, что внедрение строительного суперсервиса в регионе будет полезно и бизнесу, и органам власти, а главное – его жителям.

Идея такого суперсервиса существует и продвигается на федеральном уровне достаточно давно, но для успешного внедрения требует от региона четкого понимания пути реализации концепции и объединения усилий всех органов власти, задействованных в оказании государственных услуг.

Условия для реализации строительного суперсервиса на примере Петербурга

Возможность создания в Санкт-Петербурге строительного суперсервиса появилась благодаря большой совместной работе, проделанной проектным офисом Администрации Губернатора Санкт-Петербурга и ИТ-компанией «Нетрика», в части создания и развития единой платформы межведомственного информационного взаимодействия отраслевых органов власти и организаций, участвующих в предоставлении услуг строительной сферы, – государственной информационной системы «Единая система строительного комплекса» (ЕССК).

Развитие ЕССК напрямую способствует повышению уровня цифровой зрелости региона. На сегодняшний день в ЕССК оказываются все существующие услуги (процедуры) инвестиционно-строительной сферы. Ежемесячно через ЕССК исполняется около 6500 заявлений по услугам, направляется более 2800 межведомственных запросов в рамках их исполнения. Все услуги и процедуры оказываются в электронном виде, что позволяет формировать цифровые профили объектов и использовать машиночитаемые данные для построения суперсервиса.

Создание суперсервиса началось еще в 2021 год, когда в ЕССК был запущен кабинет согласований для организаций, выполняющих подключения к инженерным сетям или владельцам сетей. Кабинет предоставляет возможность получения необходимых разрешений по принципу одного окна. В 2022 году сервис получил развитие.

Функциональность суперсервиса для застройщиков в ЕССК

Застройщик в рамках cуперсервиса получает сформированный маршрут прохождения услуг и процедур, учитывающий особенности процессов на всем жизненном цикле строительства.

Суперсервис предоставляет возможность автоматической подачи заявления на основе ранее сформированного черновика. При этом исходными данными могут служить данные и документы, предъявляемые при подаче заявлений или полученные как результат исполнения предыдущих услуг, процедур или согласований, а также данные информационной модели объекта строительства, хранящейся в ЕССК.

Конструктор cуперсервиса позволяет формировать необходимую структуру общего маршрута прохождения услуг и процедур. При построении маршрута учитывается не только состав требуемых данных конкретной услуги, последовательность ее прохождения, наследование данных, но и возможность перезапуска как всего маршрута cуперсервиса, так и отдельных его веток, учитывая результаты рассмотрения на предыдущем шаге.

В личном кабинете ЕССК застройщик может отслеживать статус прохождения маршрута и получать информацию о возможных ограничениях его прохождения на конкретных шагах. При получении отрицательного результата по какой-либо услуге суперсервиса, после устранения ошибок повторная подача заявления займет минимум времени. В ранее поданном заявлении застройщику потребуется изменить только те данные и документы, которые стали причиной получения отрицательного результата. Исключается необходимость повторной загрузки документов.

Важно отметить, что любой электронный документ, загруженный или полученный в ходе исполнения суперсервиса, может быть переиспользован для подачи заявлений по любым услугам и за рамками суперсервиса. Например, ранее полученное разрешение на строительство может быть переиспользовано при подаче заявления по услуге «Присвоение и аннулирование адресов объектам адресации» без необходимости выгружать и снова загружать это разрешение в ЕССК.

Органы власти и другие согласующие организации оптимизируют свои процессы согласования, сокращают сроки принятия и подготовки заключений, т.к. получают быстрый доступ ко всем заявлениям по одному объекту строительства, могут просматривать историю их исполнений, работать с документами и информационной моделью объекта в рамках установленных полномочий.

Перспективы сервиса

В ноябре 2022 года успешно прошли приемочные испытания выполненных работ по ЕССК.  Ожидается, что суперсервис строительных услуг появится в начале 2023 года. При этом у заявителя будет выбор прохождения услуг с подачей документов как раздельно по каждой услуге, так и с использованием суперсервиса. В него войдут все необходимые услуги (процедуры), связанные со строительством объекта, начиная с экспертизы проектной документации планируемого объекта и заканчивая выдачей разрешения на ввод в эксплуатацию.

Дальнейшее развитие возможностей суперсервиса напрямую связано с итогами процесса перехода к машиночитаемым формам результирующих документов, формируемым по результатам оказания государственных услуг строительной сферы. Постепенно к суперсервису будут добавляться новые услуги, связанные с другими этапами жизненного цикла объекта капитального строительства.

Перевод всех необходимых документов в машиночитаемый формат и использования технологий информационного моделирования позволит увязать все процессы на протяжении жизненного цикла объекта капитального строительства в единое целое, что в конечном итоге скажется на возможности выбора оптимального места размещения планируемого объекта строительства, качестве и скорости проектирования и строительства, а также на эффективности его эксплуатации.

Опубликовал: Александр Абрамов (info@spbit.ru)

Рубрики: Интеграция

Ключевые слова: Нетрика