Замруководителя комитета по информполитике Антон Горелкин предлагает внести изменения в закон "Об информации". "Главная цель - сделать прозрачными механизмы рекомендаций и не допускать их применения в незаконных целях", - написал Горелкин в Telegram-канале. Он заявил, что с помощью рекомендательных алгоритмов пользователями манипулируют в маркетинговых и политических целях, а психологи все чаще диагностируют "алгоритмическую тревожность". Горелкин также отметил, что с помощью них можно распространять фейки, и добавил, что рекомендательные алгоритмы не должны стать "оружием информационной войны".
"Граждане подвергаются дискриминации со стороны цифровых платформ, применяя рекомендательные алгоритмы не столько для повышения пользовательского опыта, сколько для сбора данных, которые потом используются в самых разных целях (в том числе они становятся предметом купли-продажи). В окончательной редакции законопроект призван ликвидировать эту дискриминацию", - также написал Горелкин в телеграм-канале.
В пояснительной записке сказано, что владельцы информационных ресурсов теперь обязаны: не допускать, чтобы рекомендательные алгоритмы предоставляли информацию с нарушением законодательства; информировать пользователей, что на ресурсе используются рекомендательные технологи; публиковать правила применения алгоритмов; размещать на сайте инициалы или юрлицо, а также почту, на которую можно направить юридически значимые сообщения.
Требования к содержанию информации установит Роскомнадзор. У него также будет право ограничить доступ к ресурсу, если работа рекомендательных технологий не будет соответствовать закону. "Роскомнадзор готов и приступит к исполнению закона после его принятия и разработки необходимой нормативной правовой базы", - прокомментировал представитель пресс-службы Роскомнадзора.
Денис Волков, генеральный директор платформы Epicstars, связывающей рекламодателей и блогеров, объяснил, что рекомендательные технологии - это алгоритмы, которые на основе анализа действий пользователя (поисковых запросов, истории просмотров и покупок, "реакций" и прочего) формируют подборку информации, которая потенциально может быть ему интересна. Таким образом пользователю предлагаются подборки товаров, постов в соцсетях, рекламные сообщения и др. На этих алгоритмах во многом базируется работа наиболее популярных ресурсов - соцсетей, видеохостингов, поисковиков и маркетплейсов с рекламными сетями.
"Очень важно защитить законные права граждан, не допускать никаких "перекосов" или даже манипуляций со стороны площадок и ресурсов, особенно в наступившую эпоху искусственного интеллекта. Но также нельзя забывать и про удобство пользователей, а также про коммерческие интересы владельцев площадок, рекламодателей, авторов контента (блогеров) и других участников процесса", - прокомментировал Волков. Он сказал, что пока непонятно, какова будет правоприменительная практика в связке с новым законом о маркировке рекламы. Также он обратил внимание, что неясно, каким образом владельцы площадок должны будут предоставлять информацию о рекомендательных алгоритмах, которые часто бывают очень сложны и составляют ноу-хау сервисов. "Рынок должен внимательно отнестись к этой инициативе и ждать разъяснений", - подытожил Денис Волков.
Юрист организации "Роскомсвобода" (признана Минюстом России иноагентом) объяснил ComNews, что теперь площадки могут стать "цензорами поневоле": "Им придется контролировать выдачу рекомендаций в ручном или как минимум полуавтоматическом режиме, то есть сочетать автоматическую модерацию и ручную. Цель этого законопроекта - усилить контроль, так как текущие способы контроля над информационным обменом недостаточно оперативны и зависят от решений органов государственной власти", - пояснил юрист. Он добавил, что это коснется в первую очередь наиболее значимых и посещаемых площадок, так как на них приходится большая часть трафика в Рунете.
Анна Швецова