Компании должны будут согласовывать с Федеральной антимонопольной службой России (ФАС) сделки, сумма которых превышает 7 млрд руб. "Пятый антимонопольный пакет" внес изменение в часть 1 статьи 28 закона о защите конкуренции и установил новое условие контроля сделок экономической концентрации - то есть тех, которые предполагают изменение конкурентной среды.
По данным ФАС, закон теперь отражает специфику анализа рынка в отношении агрегаторов и маркетплейсов с учетом так называемых сетевых эффектов - свойства рынка, повышающего привлекательность товара с ростом количества его потребителей.
В качестве примера пресс-служба ФАС приводит сделку ООО "Яндекс.Такси" и ГК "Везет" в 2021 г.: в целях защиты конкуренции и интересов граждан она могла быть предметом рассмотрения антимонопольного органа по причине превышения порога согласования с ФАС России в 7 млрд руб., если бы этот законопроект был принят.
К компаниям, имеющим доминирующее положение на рынке, ФАС относит ООО "Авито" (Avito), ООО "Циан", Яндекс.Такси, а также Google и Apple в качестве владельцев магазинов приложений.
Пресс-служба ФАС сообщила корреспонденту ComNews, что норма позволит в полной мере оценивать влияние хозяйствующих субъектов, заключающих крупные сделки, на состояние конкуренции на товарных рынках. Из ответа пресс-службы следует, что мера направлена на сделки, при которых балансовая стоимость активов компании минимальна, а ее реальная ценность значительна в связи с потенциалом развития бизнеса.
Кирилл Грек, юрист "Сапожников и Партеры"/ "Редль и Партнеры", сообщил корреспонденту ComNews, что получение обязательного одобрения ФАС РФ на совершение сделок требуется во всех случаях, когда: стоимость активов приобретателя составляет более 7 млрд руб.; суммарная выручка приобретателя от реализации товаров за последний календарный год составляет более 10 млрд руб.; стоимость активов экономического субъекта составляет более 2 млрд руб. (с 2024 г. более 800 млн руб.); цена сделки превышает 7 млрд руб. "Следует обратить внимание, что новые условия относятся как к представителям товарного рынка, так и к иным компаниям", - сообщил Кирилл Грек.
По его словам, "пятый антимонопольный пакет" можно охарактеризовать как способ увеличения антимонопольного инструментария и обновления подходов к изменившемуся цифровому рынку товаров для обеспечения интересов потребителей, а также интересов самого рынка.
"Появление нового критерия для обязательного одобрения со стороны антимонопольных органов, возможно, заблокирует часть проводимых сегодня действий по передаче активов зарубежных инвесторов и крупных российских предприятий. Так, некоторые сделки, которые проводились в течение последних лет в целях защиты конкуренции и интересов граждан, могли быть заблокированы сегодня по причине превышения порога согласования с ФАС России", - добавил он.
Сергей Учитель, партнер коллегии адвокатов "Пэн энд Пэйпер" (Pen & Paper) объяснил, что с учетом нынешних экономических реалий, традиционные критерии, основанные на сумме выручки участников сделок или действий экономической концентрации и величине их активов, могут не отражать реального влияния на экономические условия сделки, совершаемой в рамках экономической концентрации. "Поэтому в закон добавлено новое основание предварительного согласования сделки с ФАС - это сумма сделки свыше 7 млрд руб.", - добавил он.
По мнению Сергея Учителя, указанные изменения в большей степени ориентированы на регулирование конкуренции внутри цифрового сектора и не преследуют цель облегчения процедуры приобретения бизнеса у уходящих из России иностранных инвесторов и компаний, поскольку контроль за этой процедурой в настоящее время осуществляет правительственная комиссия и этого более, чем достаточно.
Юлия Тихонова