По данным исследования «Лаборатории Касперского», только за первые четыре месяца 2025 года в России на 19% выросло число атак, использующих имена популярных детских брендов — от LEGO до «Свинки Пеппы». Злоумышленники маскируют вредоносные программы под установщики игр или видеоконтент, эксплуатируя доверчивость юных пользователей.
Статистика подтверждает, что проблема приобретает системный характер. Значительная часть атак мошенников через мессенджеры направлена именно на подростков, активно использующих эти платформы для общения. Фишинговые сайты, имитирующие страницы Disney или Tokyo Disney Resort, а также фальшивые предложения «подарков» от известных блогеров вводят детей в заблуждение, заставляя раскрывать персональные данные или платежную информацию.
Ответственность за защиту детей в сети ложится как на родителей, так и на образовательные институты. Согласно опросу платформы «Авито» и Альянса по защите детей в интернете, 81% россиян считают, что обучение кибербезопасности должно начинаться в семье. При этом треть опрошенных родителей помогают детям совершать онлайн-покупки, а 66% регулярно обсуждают с ними риски цифрового пространства. Однако даже такие меры не всегда достаточны в условиях растущей изощренности мошенников.
Государство и бизнес постепенно включаются в решение проблемы. С 2024 года в российских школах и вузах внедряются уроки кибербезопасности, где учащихся обучают распознавать фишинг, защищать персональные данные и противостоять социальной инженерии. Параллельно развиваются образовательные проекты: портал «КиберЗОЖ» или программа «Кибергигиена» с аудиторией более 10 млн человек. Эти инициативы направлены на формирование культуры безопасного поведения в сети, однако их эффективность во многом зависит от регулярности и доступности материалов.
В качестве эффективного инструмента важно использовать специализированные продукты, предлагающие структурированные обучающие модули. Компания ООО «ЛЭВЛ 7» разработала специализированные материалы по кибербезопасности и кибергигиене для образовательных учреждений:
Подобные решения позволяют систематизировать знания и отрабатывать навыки в интерактивном формате.
Эксперты единодушны: борьба с киберугрозами требует комплексного подхода. Осложняет ситуацию взрывной рост развития технологий интеллекта — мошенники используют AI-инструменты для создания дипфейков. В такой ситуации ключевая роль отводится профилактике — регулярному обучению, использованию родительского контроля и технологических решений для блокировки подозрительных активностей.
Цифровая грамотность сегодня — не факультативный навык, но необходимость. Как показывает практика, сочетание государственных программ, семейного воспитания и технологических инструментов способно снизить риски, с которыми сталкиваются дети в интернете. И чем раньше начнется это взаимодействие, тем выше шанс вырастить поколение, для которого кибербезопасность станет неотъемлемой частью повседневной жизни.