Председатель правительства РФ Михаил Мишустин по итогам стратегической сессии "Развитие скоростного транспортного сообщения" дал поручение правительству до 1 декабря 2026 г. актуализировать транспортную стратегию до 2030 г. с прогнозом на период до 2035 г.
В частности, среди прочих указаний Михаил Мишустин также дал поручение об обеспечении достижения технологического суверенитета при разработке и создании высокоскоростной транспортной инфраструктуры. До 1 декабря 2025 г. Минцифры, Минтрансу и Минпромторгу совместно с государственной компанией "Автодор" и ОАО "РЖД" нужно представить в правительство согласованную дорожную карту по переходу на российское программное обеспечение производственных и транспортных предприятий, участвующих в создании такой инфраструктуры.
Представитель пресс-службы госкомпании "Российские автомобильные дороги" ("Автодор") рассказал корреспонденту ComNews, что представление планов в правительство по переходу на российское ПО будет выполнено своевременно: "Разработка дорожной карты по переходу на российское ПО выполняется в рамках работы индустриального центра компетенций "Железнодорожный транспорт и логистика", возглавляемого ОАО "РЖД". В срок до 28 ноября 2025 г. планируется завершение подготовки функционально-технологической карты ("ИТ-ландшафта") производственных и транспортных отраслевых предприятий, включающей приоритетные направления замещения зарубежных отраслевых программных и технических решений на российские аналоги".
Представитель пресс-службы ОАО "РЖД" также отметил, что компания "направит предложения в Минцифры установленным порядком".
Представители Минцирфы, Минтранса и Минпромторга не ответили на вопросы корреспондента ComNews.
"У предприятий, которые создают транспортную инфраструктуру, есть определенная специфика. Ключевое направление импортозамещения здесь связано с программным обеспечением для проектирования. Речь о переходе с зарубежных систем вроде Revit, Bentley на отечественные аналоги: "Нанософт", "Компас" и другие решения класса BIM и CAD. Российские продукты на рынке уже представлены, но их функциональность и зрелость пока не всегда соответствуют потребностям крупных инфраструктурных проектов", - отметил директор департамента реализации инфраструктурных проектов ООО "Софтлайн Решения" (входит в ГК Softline) Виталий Попов.
"С одной стороны, в отрасли есть заинтересованность в переходе на отечественное ПО, с другой - процесс требует серьезной подготовки: анализа текущих систем, планирования, оценки совместимости и затрат. Формально предприятия могут быть готовы, но для практической реализации нужна последовательная методическая работа. Важно понимать, что вопрос не ограничивается системами проектирования. Существуют и другие уровни: производственно-технологическое, транспортно-логистическое, инфраструктурное ПО. Здесь уровень готовности, как правило, выше, поскольку эти решения менее специфичны и проще адаптируются под российские аналоги", - добавил Виталий Попов.
Павел Королев