На сайте Управления федеральной антимонопольной службы по Петербургу и Ленобласти было опубликовано руководство по борьбе с SMS-рекламой. В пресс-службе УФАС пояснили, что необходимость в размещении была связана с огромным количеством рассылаемого на телефоны спама и с тем, что ежедневно в службу подается около сотни жалоб. В руководстве говорится о том, что зачастую установить фактического распространителя рекламы по реквизитам, указанным в сообщениях, не представляется возможным, так как у антимонопольщиков нет полномочий на ведение оперативно-розыскной деятельности. В связи с этим специалисты УФАС говорят, что необходимо обращаться к своему сотовому оператору с письменным отказом от рассылки, объясняют, как это сделать, перечисляют перечень документов, необходимых для рассмотрения обращений в УФАС, а также дают несколько советов о методах борьбы и превентивных мерах. Например, ведомство рекомендует внимательно читать при заполнении анкеты в магазинах и компаниях, работающих в сфере услуг.
В руководстве также содержится следующая рекомендация: "При оплате услуг мобильной связи в терминалах (например, "Новоплат", QIWI) абонент, согласно условиям оказания услуг, размещенным в разделе "Информация", автоматически дает согласие на обработку своих персональных данных и их использование для рассылки СМС-рекламы. Во избежание получения СМС-рекламы использовать другие способы осуществления платежа".
Мария Георгиевская, старший специалист по внешним коммуникациям Санкт-Петербургского филиала ОАО "ВымпелКом" сообщила, что оператор блокирует все сообщения, которые имеют явные признаки спама. В октябре 2013 года было заблокировано более 300 буквенно-цифровых номеров, рассылка с которых не соответствовала требованиям законодательства.
Кроме этого, по инициативе "Вымпелкома" в октябре 2013 года была достигнута договоренность с крупнейшими SMS-агрегаторами об объединении усилий по борьбе со спамом. Общая задача — создать единую базу данных спамеров, чтобы недобросовестные рассыльщики не могли оперативно переподключаться от одного агрегатора к другому. Также на днях "Билайн" объявил о том, что создаст единый номер отписки от спама.
Пиар-директор группы Qiwi Александра Высочкина говорит, что у платежного сервиса Qiwi есть сервис SMS-оповещения "Qiwi-инфо". "Нужно отметить, что SMS-сообщения отправляются однократно на номер, введенный пользователем при оплате услуг сотовой связи через Qiwi-терминал. Данные сообщения являются сервисными и состоят из двух частей: первая часть включает в себя информацию об оплате, совершенной через Qiwi-терминалы, а вторая — рекламу. Более того, при оплате услуг сотовой связи каждый клиент имеет возможность самостоятельно принимать решение: отказаться или согласиться на получение информации рекламного характера. Для этого необходимо поставить отметку в соответствующее поле. Номера мобильных телефонов наших пользователей не включаются в базы данных и не передаются в третьи руки. Группа Qiwi работает в строгом соответствии со всеми законодательными требованиями РФ. Наш клиент может отказаться от приема SMS-сообщений и после того, как дал свое согласие, совершая оплату через терминал, любым удобным для него способом. Для этого достаточно связаться с операторами по телефону или заполнить форму на сайте", — рассказала госпожа Высочкина.
По данным Qiwi, объем платежей через Qiwi-терминалы в третьем квартале 2013 года составил 133,3 млрд рублей против 118,7 млн рублей за аналогичный период прошлого года. Платежная сеть Qiwi включает в себя более 100 тыс. терминалов, расположенных на территории России. Из них в Санкт-Петербурге и Ленинградской области — более 10 тыс.
Телефоны, указанные на сайте "Новоплата", вчера не работали, однако на этом ресурсе размещена информация о том, что нужно отправить SMS на специальный номер, чтобы отказаться от SMS-рассылки.
По словам генерального директора "Рустелекома" Юрия Брюквина, от заявления УФАС никакого оттока клиентов у операторов терминалов не будет. "Шанс такого исхода настолько же мал, как выиграть машину в лотерею. Люди привыкли пользоваться терминалами оплаты, да и опросы показывают, что им страшно оставлять свои данные в интернете. Базу телефонов без данных о поле, возрасте и среднем доходе владельцев продать заинтересованным лицам крайне сложно, так как рекламодатели предпочитают таргетированную рассылку. Выявить активные номера — не бог весть какая большая проблема; можно просто устроить веерную рассылку: куда уйдет — туда уйдет. Я полагаю, что УФАС лукавит, переводя стрелки на терминальные сети. Скорее всего, антимонопольщикам просто надоели жалобы на спам-рассылку", — предполагает господин Брюквин.
Юлия Чаюн