Подобное решение суда стало возможным благодаря принятым Госдумой летом 2006 года поправкам в закон «О противодействии экстремистской деятельности». Согласно документу, признаком экстремизма признается публичная клевета в отношении должностных лиц и «воспрепятствование законной деятельности органов госвласти, избирательных комиссий, должностных лиц этих органов». Кроме того, экстремизмом является применение насилия в отношении представителя госвласти либо угрозы применения такого насилия, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля в целях прекращения его деятельности. Еще до принятия закона эксперты высказывали опасения, что подобные поправки поставят вне закона любую критику власти. Но лидер «Единой России» (эта фракция выступила инициатором поправок) и спикер Госдумы Борис Грызлов публично пообещал, что критика власти не будет подвергаться уголовному преследованию.
Решение Смольнинского федерального районного суда, признавшего заявления Александра Втулкина экстремистскими, было необходимо прокуратуре для включения такого рода заявлений в федеральный список экстремистских материалов. Как пояснила вчера старший помощник прокурора Петербурга Елена Ордынская, после этого любое цитирование высказываний Александра Втулкина с угрозами в адрес Валентины Матвиенко может повлечь за собой уголовное преследование. Как уточнила Елена Ордынская, публичные призывы к экстремистской деятельности согласно ст. 280 УК РФ влекут наказания от штрафа в 300 тыс. руб. до лишения свободы до трех лет, то же деяние, но с использованием СМИ, уже тянет на срок до пяти лет. Таким образом, фраза, написанная в каком-нибудь интернет-блоге, «Я убью...», после которой идет имя любого губернатора, со вчерашнего дня грозит возбуждением уголовного дела и посадкой на вполне серьезный срок.
Напомним, Александра Втулкина, называвшего себя министром национальной безопасности так называемой Русской республики, арестовали в 2005 году после размещения им на форуме одного из петербургских интернет-ресурсов заявлений о планах по убийству Валентины Матвиенко. В 2006 году он был осужден на полтора года колонии-поселения «за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства». Через полгода он вышел на свободу.
По мнению эксперта Института прав человека Льва Левинсона, опасения по поводу расширенного толкования этого закона полностью оправдались. «Самое вредное в этом законе, что высказывание человека становится доказательством вины, ведь нет доказательств того, что он реально готовился убить Матвиенко», — утверждает г-н Левинсон. Он считает, что рассматривать материал как экстремистский можно, если написана статья или книга. «Реплика на интернет-форуме — это как надпись на заборе», — иронизирует эксперт.
Александр Горшков, глава интернет-газеты «Фонтанка.ру», на форуме которой и было размещено экстремистское заявление, говорит, что в Интернете можно найти много сообщений, ничем не отличающихся от слов г-на Втулкина. «Делать предварительную модерацию высказываний на форуме мы не можем», — говорит коллега. Известный адвокат Юрий Шмидт напоминает, что в статье 57 закона о СМИ указываются обстоятельства, при которых редакция освобождается от ответственности за распространяемые сообщения: «если они содержатся в авторских произведениях, идущих в эфир без предварительной записи, либо в текстах, не подлежащих редактированию».
Денис Лебедев; Анастасия Матвеева