Согласно исследованию ФОМа, наибольшую осведомленность об государственных электронных услугах проявляют граждане России в возрасте от 18 до 30 лет (52%), причем большая их часть живет в городах с населением от 500 тыс. человек (в таких городах информированность населения достигает 55%).
"Каждый десятый заявил, что пользуется интернет-услугами государственных учреждений и служб (среди пользователей Интернета - почти четверть, 22%). Перевод в абсолютные значения дает внушительную цифру в 11-12 млн пользователей госуслуг в Сети. Однако стоит отметить, что динамика показателей не столь оптимистична. Результаты опросов зафиксировали снижение доли людей, затруднившихся определить, хотят ли они пользоваться госуслугами в Интернете (с 28% в 2010 г. до 22% в 2011 г.). В то же время на 20% выросла доля тех, кто этими возможностями не пользовался и не хотел бы", - отмечают исследователи ФОМа. Как следует из статистики фонда, на практике государственные услуги в Интернете потребляют 6% россиян.
Хотя ФОМ зафиксировал снижение интереса к электронным госуслугам, авторы исследования предупреждают, что делать из этого долгосрочные выводы не следует. "Мы проводим исследование только второй раз, и провести через две точки линию, которая точно позволит сделать правильный вывод, невозможно. Не поможет и третья точка, если мы проведем это исследование в следующем году, - рассуждает руководитель проекта "Мир Интернета" в ФОМе Павел Лебедев. - Мне кажется, сейчас электронным госуслугам не хватает обычных коммерческих способов продвижения, таких какими продвигаются службы бронирования отелей или покупки билетов через Интернет. Тем более что, согласно другому нашему исследованию, проникновение Интернета в России просто взрывное".
В "Ростелекоме", который поддерживает сайт Gosuslugi.ru и является единственным подрядчиком по построению инфраструктуры для электронного правительства, убеждены, что популярность электронных госуслуг среди населения будет только расти. "В настоящее время электронными услугами с помощью нашего портала воспользовались уже 1 млн человек, и мы рассчитываем, что к концу года их число увеличится до 2 млн. А через год, по нашим расчетам, число постоянных пользователей электронных госуслуг вырастет до 5 млн человек. Этому в том числе помогут созданные нами флешки с персональной цифровой подписью и сотрудничество с банками, в рамках которого будут выпускаться специальные банковские карты, дающие доступ к электронным услугам", - сообщил репортеру ComNews представитель "Ростелекома" Олег Румянцев.
Не считают исследование объективным и в Минкомсвязи: "Любые соцопросы и оценки, сделанные на их основе, субъективны. Достаточно посмотреть, что, согласно опросу ФОМа, "наиболее популярными услугами являются вызов врача или запись на прием в поликлинику, и, таким образом, реально к государственным услугам в Интернете прибегают лишь около 6% населения". По статистике министерства, наиболее популярными услугами являются получение информации о штрафах в ГИБДД, выписки из лицевых счетов Пенсионного фонда, получение загранпаспорта, запись на техосмотр и на прием к врачу. "С начала 2011 г. электронными услугами через портал Gosuslugi.ru воспользовалось больше 7% трудоспособного населения. Портал госуслуг набирает темп и с каждым днем наращивает функциональность. По прогнозам министра связи и массовых коммуникаций Игоря Щеголева, через пять лет граждане смогут получать государственные услуги через компьютер, мобильный телефон и с помощью цифрового телевидения. К 2015 г. таких пользователей будет 60-80% от общего числа населения, а к 2020 г. их число достигнет 90-95%. К тому же году Россия должна будет войти в топ-10 международного рейтинга по индексу развития информационных технологий и в топ-20 лучших по развитию электронного правительства и сетевого общества", - поделилась с ComNews пресс-секретарь главы Минкомсвязи РФ Елена Лашкина.
ВИКТОР ЛОГИНОВ