IPO компании Facebook, стоимость которой оценивается примерно в 70 млрд долл., первоначально намечалось на апрель 2012 года, теперь же появилась информация о том, что компания начнет публичную продажу акций не раньше сентября 2012 года. «Эта задержка никак не связана с нынешним положением на рынке, — говорят источники The Financial Times. — Глава социальной сети Марк Цукерберг руководствуется исключительно внутренними интересами компании. Г-н Цукерберг решил подождать до следующего сентября, чтобы сотрудники компании, многие из которых являются по совместительству и держателями акций, сосредоточились на своей работе — разработке новых продуктов, а не на торговле акциями и реализации опционов».
Как пояснил гендиректор «РБК Медиа» Артем Инютин, рыночная ситуация не располагает к удачному размещению компании. «Лучше перенести IPO и получить максимальную оценку, нежели выходить сейчас и проигрывать в цене», — считает эксперт. «На данный момент мировой фондовый рынок переживает не лучшие времена, — отмечает партнер венчурного фонда Foresight Ventures Андрей Казаков. — Естественно, в такой ситуации лучше всего подождать полгода и выйти на биржу с более приличными показателями. Кроме того, внешние проблемы подкрепляются и внутренними: большинство ключевых сотрудников Facebook владеют опционами и хотели бы иметь возможность реализовать их по максимальной цене, что, естественно, и в интересах инвесторов».
Создатель Liveinternet Герман Клименко уверен, что перенос сроков IPO крупнейшей социальной сети обусловлен суммой факторов. «Во-первых, компания сильно переоценена. Совокупность тех авансов, которые выдали Facebook прежние инвесторы, пока никак не была подтверждена структурой выручки. Грубо говоря, компания так и не научилась зарабатывать. Во-вторых, руководство Facebook довольно сильно озаботилось появлением потенциального конкурента — Google+. Так что пока г-н Цукерберг не убедится в том, что и Google снова проиграла на новой для нее поляне, Facebook не будет выходить на IPO, так как ни один инвестор не будет вкладываться в тот бизнес, который в краткосрочной перспективе может стать вторым по объему и оборотам. Если G+ введет, как и обещали, теги и поиск по записям и начнет активно расти, то Facebook может еще долго оставаться частной компанией», — заключает г-н Клименко.
Версию о том, что рынок IPO не в лучшем состоянии, подтверждает своим примером другой интернет-гигант, разработчик онлайн-игр Zynga, который также отложил начало публичных торгов акциями. Компания изначально планировала провести IPO в начале сентября, однако теперь оно состоится не раньше ноября. Американский сервис коллективных скидок Groupon, планировавший провести IPO в ближайшее время, также принял решение передвинуть сроки.
Михаил Акимов, Виталий Петлевой