По словам заместителя генерального директора ООО "Газинформсервис" Александра Погребного, трансграничная электронная подпись необходима для юридической значимости документов при электронном взаимодействии субъектов из разных стран.
Эксперт ООН по безбумажной торговле и транспорту (UNNExT), советник генерального директора ООО "Газинформсервис" Сергей Кирюшкин добавил, что без трансграничной электронной подписи невозможно развитие экономической интеграции разных стран и создание цифровой экономики. "Мы реализуем механизм взаимного признания электронной подписи разными странами. Это – нетривиальная задача, так как в каждом государстве – свои криптографические алгоритмы и нормативная база, - отметил Сергей Кирюшкин. – Такую задачу решает сервис доверенной третьей стороны (ДТС)". В частности, в России удостоверяющий центр службы ДТС действует на базе "Газинформсервиса". Сергей Кирюшкин пояснил, что механизм внедрения трансграничной электронной подписи может быть и двусторонним (так "Газинформсервис" сотрудничает с Азербайджаном), и многосторонним (заказчиком этой компании выступает Евразийская экономическая комиссия). 25 октября 2018 г. вступило в силу решение коллегии Евразийской экономической комиссии №154, которое определило назначение и задачи удостоверяющего центра службы ДТС информационной системы Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Первый пилотный проект по взаимному признанию электронной подписи "Газинформсервис" реализовал с Белоруссией. Начальник белорусского Республиканского удостоверяющего центра РУП "Национальный центр электронных услуг" Владимир Басько сообщил: "В ЕАЭС работы по признанию трансграничной электронной подписи ведутся, но завершатся нескоро. Поэтому мы в инициативном порядке запустили пилотный проект в этой сфере: от нас этого хочет бизнес, которому такой сервис нужен сейчас".
Следующий пилотный проект "Газинформсервис" намерен реализовать с Азербайджаном. Руководитель департамента Центра анализа экономических реформ и коммуникаций Республики Азербайджан Заур Гардашов заявил: "На фоне растущего экспортного оборота Азербайджана с Россией потребность в сервисе ДТС велика как никогда. Это позволит обеспечить взаимное признание таможенных, сопроводительных и контрактных документов в безбумажном виде". Пока, в отсутствие сервиса ДТС, Азербайджан начал выдавать электронную подпись иностранным гражданам – вторым в мире после Эстонии. "Для того, чтобы легализовать выдачу электронной подписи нерезидентам, нам пришлось адаптировать более 50 национальных законодательных актов. Кроме того, это потребовало четырех указов президента Азербайджана. Имея электронную подпись, иностранный гражданин может удаленно зарегистрировать компанию в Азербайджане, открыть ее банковский счет и удаленно управлять ею, - говорит Заур Гардашов. – Следующим шагом станет сервис ДТС, который еще больше упростит жизнь и бизнес. Мы надеемся на развитие сервисов ДТС на территории всего СНГ". При этом он указывает на барьер в легализации сервисов ДТС в Азербайджане – с точки зрения республиканского законодательства, для этого требуется подписать межгосударственное соглашение о взаимном признании электронной подписи.
С точки зрения российского законодательства, подписания такого межгосударственного соглашения не требуется - Сергей Кирюшкин процитировал Статью 7 закона "Об электронной подписи" (№ 63-ФЗ), которая гласит: "Электронная подпись и подписанный ею электронный документ не могут считаться не имеющими юридической силы только на том основании, что сертификат ключа проверки электронной подписи выдан в соответствии с нормами иностранного права".
Сергей Кирюшкин подчеркнул, что никто не знает, когда договорятся государства, поэтому важно соблюдать принцип "Не мешай бизнесу". "Бизнес сам способен найти решение – прежде всего, на уровне коммерческих договоров и там, где имеются законодательные лакуны", - считает он. При этом Сергей Кирюшкин признает, что далеко не все взаимоотношения в бизнесе исчерпываются уровнем В2В: компаниям приходится представлять различные документы в органы власти, поэтому важно признание трансграничной электронной подписи и на государственном уровне.
В России это может произойти очень скоро. На портале http://regulation.gov.ru уже прошло публичное обсуждение законопроекта о внесении изменений в закон "Об электронной подписи", который, в частности, вводит понятие ДТС. Как сказано в этом документе, "Доверенная третья сторона – уполномоченный федеральный орган и (или) организация, уполномоченная … осуществлять деятельность по проверке электронных подписей в электронных документах в фиксированный момент времени, а также осуществлять документальное подтверждение результатов такой проверки". В настоящее время данный законопроект проходит независимую антикоррупционную экспертизу и, по мнению его авторов, на которых сослался Сергей Кирюшкин, может быть внесен в Госдуму уже осеннюю сессию 2018 г. и даже пройти 1-ое чтение.
Тема трансграничной торговли с использованием электронных документов волнует многие страны мира. Так, с 1 октября 2016 г. открыто к подписанию соглашение, создающее условия для развития трансграничной безбумажной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Соглашение открыто для всех 53 государств-членов Экономической и социальной комиссии Организации Объединенных Наций для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО). Это первое региональное соглашение по упрощению процедур торговли, в том числе для достижения трансграничной безбумажной торговли. По данным ООН, пока его подписали 6 стран: Армения, Азербайджан, Бангладеш, Иран, Камбоджа и Китай. Россия, несмотря на то, что была одним из инициаторов принятия этого соглашения, пока к нему не присоединилась. Между тем директор Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии Дмитрий Некрасов в 2016 г. говорил об этом документе: "Это первый региональный документ подобного рода, который нацелен на сокращение времени и стоимости торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Мы находим разработанное соглашение полезным. Мы считаем, что присоединение к соглашению может создать дополнительные импульсы для упрощения трансграничной торговли".
По оценкам ЭСКАТО, совокупный экономический эффект АТР от заключения соглашения и развития трансграничной безбумажной торговли между странами региона составит $257 млрд в год, а экономия средств на проведение торговых операций – до $7 млрд в год. По оценке Белоруссии, за счет перевода документов в безбумажный вид экономия на каждую экспортно-импортную транзакцию составит €50. "При использовании в трансграничной торговле бумажных документов потери бизнеса могут составить даже 100% - например, в случае поставки скоропортящейся сельхозпродукции, когда одна из сторон сомневается в достоверности того или иного документа, выданного другой страной", – говорит Заур Гардашов. Он добавил, что переход на безбумажные документы сокращает время на экспортно-импортные операции в 16 раз.
В последнее время большую популярность набрала тема применения технологии blockchain для различных задач, в том числе и для смарт-контрактов. Отвечая на вопрос корреспондента ComNews о том, не заменят ли смарт-контракты явно более сложный в организации сервис трансграничной электронной подписи, генеральный директор Удостоверяющего центра "Газинформсервис" Владимир Кустов сказал: "Пока в мире не реализовано ни одного серьезного проекта по смарт-контрактам. Но и в них все равно необходим арбитр, поэтому от ДТС и механизма трансграничной электронной подписи все равно не уйти".
Леонид Коник