Оборудование обеспечения российской навигационной системы ГЛОНАСС будет установлено на территории Ирана, говорится в документах по итогам заседания Совместной российско-иранской группы по сотрудничеству в области космоса.
«Иранская сторона выразила готовность обеспечить установку станций дифференциальной коррекции и мониторинга (СДКМ), а также квантово-оптической системы на иранской территории в обеспечение системы ГЛОНАСС», — говорится в протоколе заседания группы от 10 апреля (встреча проходила в Тегеране).
СДКМ улучшает точность определения координат системой. Чем больше СДКМ работают в разных частях мира, тем лучше обстоят дела с точностью ГЛОНАСС. Принцип действия СДКМ прост: на борт спутников нужно закладывать как можно более точные эфемериды — координаты этих спутников. Чтобы получить их, нужно построить как можно более полную модель, учитывающую массу факторов, вплоть до влияния на космический аппарат солнечного ветра. Задача такой модели — с точностью до сантиметра определить, где будет спутник через несколько суток. Входными параметрами для построения такой модели являются данные о реальном движении спутника. Для того чтобы такие данные получать, нужно видеть, как аппарат движется, и смотреть, как расчетная модель согласуется с реальностью. Поэтому наблюдать нужно из наибольшего количества точек на поверхности Земли.
В 2012 году на тот момент генконструктор системы ГЛОНАСС Юрий Урличич заявлял, что в планах России — договориться о размещении СКДМ в 34 странах-партнерах. Среди них назывались Украина, Индия, Израиль, Австралия и др. По состоянию на сегодняшний день ГЛОНАСС поддерживают четыре СДКМ, находящиеся вне России: одна в Бразилии и три — в Антарктиде.
10 мая пресс-служба правительства РФ сообщила об одобрении законопроектов о ратификации соглашений с Никарагуа и Вьетнамом, необходимых для развития отношений в области космической деятельности. В частности, предполагается установить на территориях этих стран наземные станции системы ГЛОНАСС. До обострения отношений с США администрация Роскосмоса пыталась договориться о размещении СДКМ в США, что поначалу не вызывало у американцев возражений. Затем политика перевесила все остальные соображения, и установка оборудования для ГЛОНАСС была запрещена в США на законодательном уровне, притом что аналогичные станции для поддержки GPS в России работают до сих пор.
В Роскосмосе отношения с Ираном, в последнее время получившие новый импульс в развитии, предпочитают не комментировать. В то же время планы установить оборудование ГЛОНАСС в Иране означает не только расширение возможностей самой системы. Это также означает расширение возможностей Ирана в плане использования ГЛОНАСС. Вот как описываются задачи и возможности СДКМ на сайте их разработчика — компании «Российские космические системы»: «Задачами СДКМ являются: ведение оперативного мониторинга целостности (ОМ); обеспечение «сантиметрового» уровня точности определения координат в реальном времени в радиусе до 200 км (дальность действия определяется возможностями каналов доставки корректирующей информации) относительно опорных станций».
— Не факт, что Израиль после появления оборудования в Иране не разрешит нам ставить станцию на своей территории, — говорит член-корреспондент российской Академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин. — Речь идет об установке оборудования прежде всего гражданского назначения. Военная компонента у таких действий тоже может быть, но не в первую очередь. Американцы запретили ставить у себя СДКМ скорее из принципа, а не руководствуясь какими-то осмысленными побуждениями. Это вопрос об американской психологии.
Как ранее сообщали «Известия», Роскосмос договорился с Иранским о широком взаимодействии в рамках космических программ: от запуска иранских спутников российскими ракетами до подготовки иранских космонавтов в Центре подготовки космонавтов (ЦПК) в подмосковном Звездном городке.
Главным образом иранских партнеров интересуют системы дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ): они хотят покупать снимки Земли с российских спутников, а также заинтересованы в создании с помощью российских компаний собственной системы ДЗЗ.
«Российская сторона предоставит иранской стороне образцы снимков, полученных со спутников «Ресурс-ДК» и «Ресурс-П», — говорится в протоколе. Космический аппарат «Ресурс-ДК» позволяет вести съемку земной поверхности в высоком разрешении: не хуже 1 м на пиксел в монохроматическом режиме и не хуже 1,6–1,8 м на пиксел в трех спектральных полосах. Более совершенный аппарат «Ресурс-П» позволяет вести высокодетальную съемку земной поверхности с разрешением 70 см на пиксел в монохроматическом режиме.
Взаимодействие в сфере ДЗЗ с Ираном может пойти еще глубже: в cоглашении между двумя странами оговаривается возможность разработки, изготовления и запуска спутников ДЗЗ. «Российская сторона представила космическую систему на основе спутника ДЗЗ с разрешением 1,5–2 м, а также информацию о студенческом спутнике «Бауманец-2». Российская сторона в течение месяца представит иранской стороне проекты соответствующих контрактов», — указано в документе.
Экспериментальный научно-образовательный микроспутник «Бауманец-2» предназначен для решения исследовательских и образовательных задач, отработки космических технологий. Его планируется запустить в июне этого года ракетой «Союз-2-1б» в качестве вторичной нагрузки вместе с метеорологическим спутником «Метеор-M».
В протоколе также говорится о возможности создания для Ирана телекоммуникационного геостационарного спутника — российская сторона обязалась подготовить предложение на этот счет в течение одного месяца. Россия также выразила готовность выводить на орбиту иранские спутники своими ракетами.
Иван Чеберко