Компания Google тестирует новый сервис Accelerated Mobile Pages (AMP), который позволит пользователям мобильных устройств читать новости напрямую в поисковике. Об этом сообщает Reuters.
Основой для новостной платформы Google стал стандарт AMP HTML, позволяющий создавать облегченные версии веб-страниц и ускоряющий их отображение в мобильных браузерах.
При этом AMP-страницы может создать любой издатель и СМИ, поскольку открытый исходный код сервиса уже выложен на портале для разработчиков GitHub.
«Наша цель в том, чтобы веб-страницы с различным контентом, включая видеоролики, анимацию и картинки, мгновенно загружались вместе с любым рекламным форматом», — рассказал вице-президент Google по разработкам Дэвид Бесбри.
На поисковой странице Google подобные материалы появятся в начале 2016 года, и их будет поддерживать большинство современных браузеров на платформах Android и iOS.
В тестовом режиме сервис уже привлек более 30 онлайн-изданий, в том числе El Pais, The Guardian, La Stampa, New York Times и Buzzfeed. Партнерами платформы также станут Twitter и Pinterest.
При этом представители Google дополнительно подчеркнули, что формат публикаций полностью совместим с инструментами веб-аналитики и поисковик не претендует на доходы издателей от рекламы.
«Одна из основных целей проекта — поддержка платного контента и подписок. Мы будем сотрудничать с издателями и другими заинтересованными участниками рынка, чтобы вместе определить параметры рекламных объявлений», — отметили в компании.
В этом состоит принципиальное отличие Accelerated Mobile Pages от аналогичной платформы Instant Articles, в мае запущенной социальной сетью Facebook.
Ведь для активно раскручивающего свой новостной проект Марка Цукерберга именно разделение рекламных доходов стало основой привлечения потенциальных партнеров. Тем не менее издательства настороженно отнеслись к предложению, поскольку раскрытие данных о читательской аудитории является для них весьма болезненным шагом.
Крупнейшие мировые онлайн-СМИ решились лишь на ограниченные по объемам тестовые размещения статей. Так, The New York Times публикует не более 30 материалов в день, а NBC News размещает в Instant Articles 30–40 материалов.
Единственным издательством, начавшим полноценную публикацию всех своих материалов в Facebook, стало принадлежащее эксцентричному миллиардеру Джеффу Безосу The Washington Post. По словам издателя одноименной онлайн-газеты Фреда Райана, аудитория WP на 60% состоит из пользователей мобильных устройств, поэтому механизм прямого доступа читателей к материалам необходимо развивать.
Однако на самом деле запуск сервиса может стать попыткой Google помешать Facebook увеличивать доходы от мобильной рекламы. Ведь, по данным eMarketer, в 2015 году доля продаж поисковика на рынке снизилась до 33%, в то время как Facebook завоевал 19% рынка. Обещание оставить издательствам рекламные доходы подстегнет их к переходу на AMP и вызовет отток клиентов у Instant Articles.
Тем не менее форматы двух новостных платформ остаются весьма различными.
Если у Facebook существует возможность публиковать все выходящие за день статьи и заметки, то Google скорее будет размещать наиболее топовые публикации в одном из разделов поисковика, как это уже делается с новостями, фотографиями, видео и другими видами контента.
Кроме того, никто не запретит изданиям публиковать контент сразу на двух платформах, а также распространять его через еще один сервис с похожим функционалом — Apple News.
Как бы то ни было, запуск AMP стал еще одним подтверждением тренда на сближение интернет-сервисов и онлайн-СМИ. И несмотря на то, что публикация материалов напрямую в поисковиках и соцсетях может убить небольшие независимые онлайн-СМИ и серьезно ограничить свободу информации в интернете, эта тенденция в обозримом будущем будет лишь возрастать.
Владимир Тодоров