Иск ФГБУ "Государственный фонд телевизионных и радиопрограмм" (Гостелерадиофонд) к ООО "Экран века" и ООО "ТРИСТ" (до января 2011 года — ООО "Серебряный глобус") президиум ВАС рассмотрит 29 января 2013 года. Из материалов суда следует, что истец требует признать недействительным агентский договор, заключенный между "Экраном века" и "Серебряным глобусом" в декабре 2007 года. Этим договором "Экран века" передал "Серебряному глобусу" права на коллекцию из 410 телефильмов: агент, в частности, получал возможность осуществлять поиск покупателей на право показа картин и заключать с ними контракты. В коллекцию входят в том числе такие телефильмы и сериалы, как "Семнадцать мгновений весны", "ТАСС уполномочен заявить...", "Место встречи изменить нельзя", "Здравствуйте, я ваша тетя!", "Следствие ведут знатоки", "Зеленый фургон", рассказал "Ъ" замдиректора Гостелерадиофонда Игорь Куницын.
Гостелерадиофонд настаивает, что, заключив такой договор, "Экран века" фактически распорядился правами, принадлежащими не компании, а Российской Федерации. "Экран века" исходил из того, что приобрел права на коллекцию по договору о совместной деятельности с гостелерадиокомпанией "Останкино" и дополнительному соглашению к нему, заключенному в феврале и сентябре 1995 года, то есть незадолго до ликвидации самого "Останкино" в октябре того же года. "Останкино", в свою очередь, получило права на коллекцию фильмов, созданных по заказу Гостелерадио СССР, в 1991 году после ликвидации этой структуры. Договор между "Останкино" и "Экраном века" Гостелерадиофонд также считает юридически ничтожным, так как он не содержал ряда существенных условий, необходимых по закону, уточнил Игорь Куницын. По предварительным оценкам фонда, ущерб, нанесенный в результате незаконного использования фильмов, может составлять около 100 млн руб. в год.
Но суды трех инстанций полностью отказали в иске Гостелерадиофонда. Все они исходили из того, что фонд не может являться заинтересованным лицом в отношении оспариваемого договора, так как распоряжается лишь материальными носителями, на которых записаны фильмы, но не исключительными правами на эти произведения. С этим доводом не согласилась коллегия судей ВАС, которая при передаче дела в президиум отметила, что Гостелерадиофонд еще в декабре 1995 года постановлением правительства был назван правопреемником ликвидированных гостелерадиокомпаний. При этом полномочия фонда по распоряжению исключительными правами ранее признавали как Федеральный арбитражный суд при рассмотрении нескольких различных дел, так и сама компания "Экран века" в протоколе, подписанном в январе 2007 года.
По данным "СПАРК-Интерфакс", учредителями ООО "Экран века" являются его гендиректор Александр Голубев с долей 33,34%, а также Татьяна Голубева и Сергей Сорокин с долями по 33,33%. Господин Голубев также выступал единственным учредителем и гендиректором правопредшественника ООО "Экран века" — АОЗТ "Экран века", заключавшего договор с "Останкино" в 1995 году. Изначально "Экран века" создавался на рубеже 1990-х при участии Гостелерадио СССР как продюсерская структура для участия в совместном с американской ABC и японской NHK историческом телепроекте, который так и не был реализован, сообщал об этой компании в 2010 году журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание". Телефон, указанный при регистрации ООО "Экран века", вчера не отвечал.
Владельцем 100% ООО "ТРИСТ" является Андрей Березкин. При этом на момент заключения договора с "Экраном века" и до декабря 2010 года 80% компании принадлежало Елене Резчиковой, 20% — Галине Амелькиной. Сейчас в таких же долях они владеют ООО "Серебряный Глобус-Медиа", дистрибутором фильмов и телепрограмм. "Так как дело находится на рассмотрении в суде, мы не считаем возможным комментировать его до вынесения судебного акта",— сообщила вчера госпожа Резчикова.
По словам советника юридической фирмы Baker Botts Екатерины Тиллинг, соглашение "Экрана века" с "Останкино" 1995 года не могло предусматривать полную уступку авторских прав — тогда по закону это было невозможно. "Если в нем были согласованы существенные условия авторского договора, то у "Экрана века" есть право использования произведений, если нет — соглашение не заключено,— объясняет госпожа Тиллинг.— После ликвидации "Останкино" договор должен был прекратить действие, но если фонд докажет свое правопреемство, то станет стороной соглашения как правообладатель и сможет менять его условия или даже расторгнуть".
Павел Белавин, Анна Занина