Чтобы форсировать переход, компания решила всех, чья программа имела идентификатор Login ID ICQ 5.1, попросить пользоваться новыми версиями. Метод был выбран весьма и весьма оригинальный: рассылалось сообщение с номера 1, содержащее эту просьбу — а чтобы подкрепить просьбу весомыми аргументами, компания на всякий случай отключила показ онлайн-статуса в списке контактов: все «светились» как «офлайн». Некоторые программы-клиенты «не задело», потому что они используют другие LoginID — вплоть до несуществующих. Наиболее заметные из пострадавших клиентов — QIP и Агент@Mail.ru - выпустили «заплатки в тот же день», а разработчик QIP Ильгам Зюлькорнеев допустил, что, возможно, в будущих версиях у пользователей будет возможность менять LoginID, что поможет «смягчить» последствия подобных действий. Тем не менее, проблемы все равно остаются: компания AOL, владеющая серверами ICQ, в принципе может вносить изменения, осложняющие жизнь создателей сторонних клиентов, сколь угодно часто.
Однако своими заявлениями о небезопасности и ущербности альтернативных клиентов компания ICQ сделала следующий шаг, перейдя от скрытых диверсий к открытой словесной борьбе — с элементами дезинформации, как и положено. Вице-президент, директор по маркетингу и PR Mail.ru Анна Артамонова утверждает, что слова AOL’а неверны: «На наш взгляд, это не очень удачная попытка запугать пользователей альтернативных клиентов, популярность которых серьезно превосходит таковую оригинального ICQ-клиента». Несмотря на своеобразные «выходки» AOL’а, Mail.ru не намерен отказываться от поддержки ICQ-протокола: ее добавление – один из наших важнейших шагов направлении развития Mail.ru как коммуникационного портала (а именно так они себя и позиционируют).
Судьбу IMов определят социальные сети
В число «плохих» программ, перечисленных в пресс-релизе ICQ, попало и слово «Jabber», которое, во-первых, не является названием программы, во-вторых — не имеет никакого отношения к ICQ. Тем не менее, каждый шаг AOL ведет именно к увеличению популярности Jabber и протокола XMPP: они более предсказуемы.
Создатель системы микроблогинга Juick, поневоле ставший энтузиастом Jabber, Антон Угнич предполагает, что рост популярности технологии будет плавным, серьезные изменения могут произойти, если QIP начнет более агрессивно продвигать свой Jabber-сервер среди своих же пользователей, Mail.ru переведет свой мессенджер на XMPP или «ВКонтакте»/«Одноклассники» выпустят свой долгожданный IM-клиент именно на основе Jabber.
Этого пока не произошло, хотя запись в блоге разработчика QIP намекает на преимущества QIP-овского Jabber-сервера перед ICQ. Одновременно с этим системы обмена мгновенными сообщениями Я.Онлайн и Google Talk уже базируются на этой технологии.
Несмотря на то, что рынок IM, кажется, уже почти поделен, своего слова не сказали еще социальные сети, которые привели в Интернет множество людей, не имевших привычки к ICQ, вообще не знающих что такое instant messaging. И если они выпустят свои IM на основе Jabber, это может сыграть колоссальную роль. В то же время, среди причин, по которым Агент@Mail.ru делался не на XMPP, Анна Артамонова назвала то, что свою разработку намного легче развивать, дорабатывать и оптимизировать. Например, это серьезно упрощает интеграцию «Агента» с другими проектами. Как видно, у использования Jabber есть свои «за» и «против». В любом случае, AOL все шаги, чтобы отвратить от себя людей, сделал. Слово за соцсетями: на данном этапе как они скажут — так и будет.
Николай Двас