Иностранцам здесь не рады. Глава Роскомнадзора поручил подготовить предложения по регулированию работы Netflix в России

В Роскомнадзоре задумались о введении в законодательство понятия «агрегатор информации». Вопрос о регулировании видеосервисов обострился после прихода американского Netflix в Россию и возмущения российских предпринимателей, которые потребовали ограничить работу иностранной компании.

Предложение по регулированию деятельности Netflix в России было поручено разработать Медиакоммуникационному союзу (МКС). В организации, объединяющей медиакомпании и российских операторов, «Газете.Ru» рассказали, что МКС сам выступил с намерением создать на своей основе площадку для дискуссии и привлечь все заинтересованные стороны.

«Я очень рад, что Роскомнадзор предложил нам провести это обсуждение.

Нам ясно, что все участники рынка должны находиться в равных условиях, и нам надо выработать соответствующие инициативы, которые ведут к созданию понятных и прозрачных правил игры», — отметил президент Медиакоммуникационного союза Сергей Петров.

В МКС также отметили, что в качестве возможного варианта Netflix могут обязать открыть свое представительство в России и стать налоговым резидентом. По мнению Петрова, решение похожих трудностей на смежных рынках (например, перенос персональных данных пользователей в Россию) вызвало понимание со стороны ведущих иностранных игроков отрасли.

Глава Роскомнадзора Александр Жаров, объявляя о начале обсуждения этого вопроса, подчеркнул, что вопрос стоит в проблеме регулирования «транснациональных контентных ОТТ-платформ».

В МКС не прокомментировали возможное введение понятия «контент-агрегатор».

Российский стримминговый сервис Amediateka пока не видит конкурента в американском Netflix, прежде всего из-за отсутствия локализации у нового игрока: контент американского сервиса не переведен на русский язык и не имеет русских субтитров. Именно поэтому Netflix пока не угрожает работе российских сервисов.

«Пока не мешает. Но все зависит от их первых результатов и конкретных планов России. Будут ли они отдельно развивать и локализовывать российский сервис и каталог или нет», — отметил гендиректор AMEDIA TV Денис Горшков.

В AMEDIA TV добавили, что принимают участие в обсуждении вопроса регулирования работы иностранных стримминговых сервисов в России.

Онлайн-кинотеатр Tvzavr тоже не почувствовал давления с приходом Netflix в Россию по тем же причинам. По мнению компании, у американского сервиса просто нет конкурентных преимуществ.

Но вопрос о регулировании всего рынка компанию беспокоит.

«К введению понятий и ограничений на законодательном уровне без обсуждения его с российскими легальными игроками на рынке контента относимся очень настороженно.

Это может сработать не в нашу пользу. Например, нас могут заставить получать дорогостоящие лицензии», — отметила гендиректор Tvzavr Марина Сурыгина.

О необходимости лицензирования Netflix говорили также замминистра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин и глава комитета Госдумы по информационной политике Леонид Левин. В частности, Волин настаивал на том, чтобы американский сервис получил лицензию СМИ и лицензию вещателя для работы на рынке.

Российские предприниматели выступили против иностранного стриммингового продукта, потому что на данный момент компания не имеет представительства в России, не платит налоги в российский бюджет и угрожает общей идее импортозамещения.

Главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян считает, что инициатива с регулированием Netflix очень туманна, поскольку сервисы такого рода не имеют четкого определения на законодательном уровне.

«Существуют определенные пробелы в законодательстве, касающиеся интернет-телевидения, а именно сервисов, где существует определенный программинг. Непонятно, является ли такой сервис телевидением или коммуникационным сервисом. Netflix не имеет сквозного программинга, поэтому он не относится к этим определениям», — отметил Казарян.

Кроме того, аналитик добавил, что отечественные сервисы «не в восторге» от подобных вещей, поскольку, в случае если в отношении этого рынка будет введено какое-либо регулирование, это может ударить и по российским компаниям.

Крупнейший в мире сервис для просмотра сериалов Netflix официально стал доступен для российских зрителей в начале января. Компания расширила зону своего вещания на 130 стран, в том числе и на российскую аудиторию. Приложение Netflix стало доступно в Google Play и App Store, но никакой адаптации контента под российского зрителя предусмотрено не было.

Netflix, как и аналоговые российские сервисы, работает по подписке: после оплаты продукты сервиса доступны на всех устройствах с установленным приложением компании.

В России первый месяц для ознакомления с сервисом предоставляется бесплатно, но это не отменяет необходимости предоставить данные банковской карты для последующей оплаты. Далее каждый месяц подписки будет стоить от €8 (649 руб.) до €12 (969 руб.) в зависимости от выбранного пакета. Отличия пакетов заключаются в доступности контента в разрешении HD и Ultra HD, а также в количестве одновременно подключенных устройств.

Анастасия Евтушенко

Тематики: Регулирование, Web

Ключевые слова: Роскомнадзор, онлайн-кинотеатры, Netflix