В ходе отраслевого исследования "Экономика рунета 2011-2012" эксперты оценили 11 сегментов российского рынка интернет-сервисов и контента (от электронной коммерции и рекламы до веб-разработки и хостинга). В отчет не были включены такие секторы, как рынок интернет-провайдеров (отнесенный к телекоммуникационной индустрии), электронные торги и госзакупки, бизнес системных интеграторов, а также продажи туристических услуг и билетов на транспорт.
Согласно данным исследования, общий объем российского сегмента интернет-рынка достиг 553,8 млрд руб., что составляет 1% ВВП. А уже по итогам 2012 года рост может составить 30%, до 720 млрд руб.
Суммарно с исследованными рынками объем интернет-зависимых рынков, представляющих единую экосистему, превышает 2,52 трлн руб. по итогам 2011 года, что сравнимо с 4,62% ВВП России по итогам того же года. Крупнейшим сегментом остается электронная торговля (объем — 309,4 млрд руб.). Далее с объемом 166,7 млрд руб. идут электронные платежи, тройку лидеров замыкает контекстная реклама с 24,24 млрд руб. Кроме того, получили свою экспертную оценку такие секторы интернет-экономики, как медийная (15,83 млрд руб.) и видеореклама (0,8 млрд руб.), веб-разработка (9,83 млрд руб.), поисковая оптимизация (8,56 млрд руб.), продажи контента и игр (8,24 млрд руб.), хостинг и домены (5,32 млрд руб.), маркетинг в социальных медиа (SMM, 2,98 млрд руб.), а также рынок ПО как услуги (SaaS, 1,89 млрд руб.).
У 10 из 11 исследованных рынков темпы роста по итогам 2011 года превысили 20%, средний рост составил 33%. Быстрее всех росли видеореклама и контекстная реклама (+53%), рынок SaaS-решений (+46%) и SMM (+43%). По мнению ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова, если такие темпы сохранятся, то к 2020 году уже больше половины российской экономики будет опосредованно обслуживаться интернетом. Согласно мартовскому прогнозу The Boston Consulting Group, к 2016 году объем российской интернет-экономики без учета интернет-зависимых рынков должен достигнуть 2,3 трлн руб., а доля интернет-бизнеса в ВВП России вырастет до 2,8%.
Значительная часть рынка вошла в фазу зрелости, и характерное в прошлом отставание России постепенно исчезает, отмечают авторы отчета. Среди других основных тенденций развития интернет-экономики в России эксперты отмечают выход на рынок конкурентов из смежных и традиционных отраслей, взятие курса на саморегулирование, попытки выхода компаний за пределы России и стран СНГ и в то же время сильную замкнутость на внутреннем потребительском рынке.
Конкурентоспособность российских интернет-компании и сервисов неуклонно растет — сегодня Россия входит в пятерку приоритетных рынков по версии Google, говорит директор по маркетингу Google в странах Юго-Восточной Европы, Ближнего Востока и Африки Рики Дрори. Но несмотря на это затраты на привлечение заказа в онлайн-магазине зачастую превышают средний чек от покупки, процесс доставки заказа по стране требует в идеале наличия собственной курьерской системы доставки, указывает на болевые точки e-commerce в России гендиректор холдинга Ozon.ru Маэль Гавэ. По ее словам, много усилий тратится на привлечение инвестиций, без которых онлайн-магазин не может запуститься. Кроме того, развитие рынка тормозится отсутствием крупных игроков: а именно они создают инфраструктуру, определяют правила, насыщают рынок деньгами, отмечает Федор Вирин из Data Insight.
Роман Рожков