Начиная разговор о интернет-телефонии, в первую очередь нужно определиться, имеем мы дело с домашним или корпоративным ее вариантом. Ведь для частного пользователя таковым будет являться и обычный Skype, например, тогда как корпоративная коммуникационная инфраструктура – целый программно-аппаратный комплекс на базе ip-атс.
В отличие от технологии традиционной телефонии, где передача голоса осуществляется по телефонным проводам, в IP-телефонии это происходит по интернет-каналам, то есть по протоколу TCP/IP. При звонке на стационарный аппарат голос преобразуется в цифровой сигнал в виде (оцифровывается, кодируется и разбивается на пакеты) при помощи специального устройства – IP-шлюза, и, достигнув места назначения, преобразуется обратно в телефонный сигнал.
Преимуществом такой технологии является существенная экономия на стоимости междугородних и международных звонков – при условии, что у ip-оператора есть выход на телефонную сеть необходимого населенного пункта. В таком случае расстояние не будет помехой и для качества связи, которое сегодня сопоставимо с качеством традиционной телефонии. Единственный нюанс: иногда пользователи замечают задержки передачи голосового пакета, которые могут быть вызваны целым рядом факторов.
Другим заявленным интеграторами преимуществом IP-телефонии является невозможность подключения посторонних к абонентской линии, а значит – повышенная информационная безопасность. С другой стороны, как и в любой сети передачи данных, здесь есть риск заражения вирусами.
Как показывает практика, большинство клиентов офисной IP-телефонии – крупные и средние территориально-распределенные компании с развитой сетевой инфраструктурой.