Правительство России занялось регулированием деятельности мессенджеров, и его намерения настолько серьезны, что в обществе о возможных блокировках подобных сервисов говорят с 2016 года.
Власти и компании, владеющие мессенджерами, не могут договориться из-за пакета антитеррористических поправок, получивших название «законов Яровой» в честь их разработчика — депутата Ирины Яровой. С 1 июля 2018 года начинает действовать одно из положений «пакета Яровой». Данное положение касается регулирования работы мессенджеров на территории России и обязует хранить в течение года информацию о фактах приема, передачи, доставки, обработки сообщений, а также о данных пользователях, участвующих в переписке на территории РФ.
Это требование расходится с одним из главных принципов работы мессенджеров — обеспечением конфиденциальности переписки.
Кроме того, выдать ключи шифрования по запросу спецслужб просто невозможно, так как они хранятся непосредственно на устройствах участников диалога, а значит к ним не получить доступ без ведома пользователей.
Еще в 2014 году Роскомнадзор создал реестр организаторов распространения информации (ОРИ). Порядок работы Роскомнадзора с ОРИ подразумевает, что по требованию правоохранительных органов Роскомнадзор должен направить организаторам распространения информации запрос, в ответ на который последние обязаны предоставить в Службу необходимую контактную информацию.
Если же в течение 5 рабочих дней ответ от компании отсутствует, Роскомнадзор направляет уведомление о неисполнении обязанностей организатора распространения информации и предоставляет 15 дополнительных рабочих дней для выполнения требования. В случае отказа от выполнения обязанностей организатора распространения информации власти будут вынуждены ограничить доступ к информационным системам организации на территории РФ.
Регистрация в этом реестре до лета 2016 года была не обязательна, но с 20 июля для дальнейшей работы на территории России мессенджерам необходимо пройти регистрацию. Помимо этого, мессенджеры должны персонифицировать своих пользователей и предоставлять информацию о методах, применяемых для кодировки сообщений в федеральные органы исполнительной власти.
Все эти новые правила заставляют компании, действующие в России, задуматься о продолжении работы на территории страны.
Сегодня вторжение в личную жизнь граждан уже становится обыденностью в России. Власти даже не пытаются скрывать, что хотят иметь доступ к звонкам и перепискам всех российских пользователей.
Полгода назад был зарегистрирован первый случай блокировки одной из крупнейших в мире социальных сетей – Linkedln. Прецедент случился из-за отказа компании сотрудничать с российскими спецслужбами, что послужило началом массовых блокировок мессенджеров и соцсетей в России.
Сейчас в список реестра уже внесены 96 организаторов распространения информации, среди которых нет Facebook Messenger, WhatsApp и Viber, что заставляет беспокоиться пользователей этих мессенджеров.
Однако, по словам советника президента России по вопросам развития интернета Германа Клименко, российскими властями уже ведутся переговоры с данными сервисами об их регистрации в ОРИ. Если организация отказывается регистрироваться в реестре, ФСБ будет расценивать это как административное преступление и блокировать данный ресурс.
В основном мессенджеры используют алгоритм шифрования, большинство из них построено на оконечном шифровании (+VPN). Данный факт говорит о том, что после вступления в силу закона о запрете VPN и анонимайзеров, скорее всего, те мессенджеры, которые отказались регистрироваться в ОРИ, будут заблокированы.
Несмотря на это, незарегистрированным в реестре организаторам распространения информации нечего бояться, пока компанию официально не уведомят о необходимости вступления в ОРИ.
«Газета.Ru» связалась с директором по проектной деятельности Института развития интернета (ИРИ) Арсением Щельциным, который подтвердил сказанное выше: «Реестр не обязателен для тех продуктов, которым не приходил официальный запрос от правоохранительных органов».
«Если даже и были требования добавиться, то это не быстрый процесс и, как правило, если он требует незамедлительного сотрудничества, то продукт добавят в реестр или РКН. На мой взгляд, ничего особо не поменяется с данными мессенджерами», — отметил он.
Глава Роскомнадзора Александр Жаров сообщил о том, что уже в ноябре Роскомнадзор будет направлять популярным российским мессенджерам официальные требования о регистрации у российских операторов связи.
По словам Арсения Щельцина, многие зарубежные мессенджеры, скорее всего, согласятся с предъявляемыми требованиями. «Даже китайский мессенджер — Wechat, заблокированный полгода назад, был оперативно разблокирован, потому что китайские коллеги, несмотря на то, что они не ориентируются на российский рынок, все же на перспективу думают про Россию и, соответственно, выполняют необходимые требования», — заявил эксперт ИРИ.
Директор ФСБ России Александр Бортников считает необходимым контроль за мессенджерами в России. По его словам, выявленные в РФ террористические ячейки пользовались мессенджерами с высокой степенью шифрования. В качестве примера Бортников привел случай террористической атаки в метро Санкт-Петербурга 3 апреля 2017 года. При подготовке атаки террористы запрещенной в России организации ИГИЛ общались при помощи WhatsApp и Telegram. Этими же мессенджерами пользовались и другие боевики, нейтрализованные на территории РФ.
При этом, Арсений Щельцин утверждает, что в WhatsApp более серьезное шифрование в плане привязки к сессии гаджета, но несмотря на это, по мнению эксперта, добавление в реестр ОРИ – это еще одна из форм контроля над террористической деятельностью в стране.
Эксперт по спецслужбам консультативного агентства по вопросам безопасности TD International Елисей Богуславский пояснил «Газете.Ru», что в теории закон о мессенджерах должен сделать передачу сообщений более прозрачной, но при этом он сам по себе является угрозой безопасности.
«Если мы массово дешифруем огромные потоки информации, мы делаем её уязвимой, в том числе и для третьих лиц. Делая поток информации незащищённым, государство развязывает руки мошенникам», — рассказал Богуславский.
По словам эксперта, вмешательство государства в повседневную жизнь миллионов граждан, неудобство и ограничение свободы могут лишь укрепить идеологическую почву террористов.
Таким образом, законы, связанные с координацией работы мессенджеров не исключат их из нашей жизни, однако анонимность в интернете уйдет в прошлое.
Конечно, маловероятно, что абсолютно все мессенджеры заблокируют, и пользователям придется как 10 лет назад общаться только с помощью SMS-сообщений и электронных писем, но на текущий момент существуют аналоги приложений для обмена сообщениями, которые не требуют подключения к сети.
Одним из самых популярных подобных приложений является Firechat. В отличие от всех популярных мессенджеров Firechat не нужно подключение к интернету для общения с другими пользователями — приложение создает mesh-сеть, используя Bluetooth и прямое подключение через Wi-Fi.
Firechat обеспечивает обмен сообщениями и фотографиями в режиме оффлайн между устройствами. Приложение использует многоскачковую передачу данных от пользователя к пользователю, образуя таким способом сеть, с помощью которой и происходит передача сообщений. Чем больше людей используют данную программу, тем быстрее сообщение дойдет до адресата.
Разработчики также подумали о безопасности — никто кроме собеседника не сможет прочитать отправленное ему сообщение, так как переписка шифруется. Firechat активно использовался гражданами во время беспорядков в Венесуэле и Гонконге, так как не давал властям следить за перемещениями протестующих.
Вячеслав Остапенко