В комитете Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи приступают к разработке поправок в закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Изменения в документ будут касаться регламентирования правил продажи компьютерных игр, а также блокировки пиратских сайтов, предоставляющих любому желающему возможность скачать компьютерную игру. По мнению законодателей, полная свобода на рынке компьютерных игр приводит к тому, что дети легко получают доступ к шутерам (с англ. shooter — стрелялка), которые предназначены для взрослых геймеров.
Разработка поправок в федеральный закон происходит на фоне событий в московской школе № 263, в которой учащийся 10-го класса застрелил учителя географии и старшего сержанта полиции и более часа продержал целый класс в заложниках.
Законодатели и специалисты-психологи утверждают, что отсутствие контроля за распространением игр как в интернете, так и на дисках создает условия, когда ученики средних классов получают доступ к шутерам, которые в западных странах не продаются лицам моложе 18 лет. Психологи и психиатры, в свою очередь, утверждают, что доступ к подобным играм в юном возрасте и чрезмерное увлечение ими может привести к негативным изменениям в психике ребенка.
Первый зампредседателя комитета ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи Вадим Деньгин рассказал «Известиям», что до внесения поправок в закон они пройдут процедуру общественных обсуждений.
— Поскольку случаются такие ужасающие ситуации, как расстрел в московской школе, проблему надо решить в кратчайшие сроки. Сначала мы обсудим ее на экспертном совете по кибериграм на комитете. Далее вынесем на парламентские слушания. Обязательно учтем мнения геймеров, психологов и самих родителей. Возможно, для них будет издан свод рекомендаций по родительскому контролю, в том числе в целях профилактики игровой зависимости у детей, — рассказал Деньгин. — Мы должны регламентировать продажу игр, ранжировать их по возрастным категориям, продумать схемы блокировки сайтов, которые позволяют ребенку скачивать взрослые игры без регистрации. При этом не должны пострадать профессиональные геймерские ресурсы.
В ноябре 2012 года сотрудник компании «Ригла» Дмитрий Виноградов убил в офисе своей компании шесть человек. Позже выяснилось, что убийца львиную долю своего времени посвящал игре Manhunt (охота на человека).
Экс-кандидат в мэры Москвы и депутат Госдумы от фракции ЛДПР Михаил Дегтярев видит непосредственную связь между свободной продажей компьютерных игр и событиями в московской школе № 263 в Отрадном, где десятиклассник застрелил двух человек.
— Нам нужно заняться компьютерными играми, шутерами, и как-то навести порядок в этой сфере. Мы видим чрезмерную доступность этих развлечений, которые практически никак не контролируются. Мы видим, что, кроме продажи игр, в российских городах регулярно проходят соревнования геймеров, — заметил Дягтерев. — По поводу этих мероприятий тоже надо что-то решать.
Один из руководителей ОНФ и депутат госдумы от ЕР Вячеслав Лысаков также поддержал идею с регулированием гейм-индустрии.
— Я готов войти в рабочую группу по подготовке законодательных изменений в области регламентации продажи видеоигр несовершеннолетним и ограничения доступа к взрослым играм для детей и подростков, — сообщил единоросс. — Исходя из статистики, это одна из наиболее острых проблем. В России отмечено самое большое количество самоубийств среди детей, и по преступлениям, совершенным подростками, мы занимаем первое место в Европе.
Президент ассоциации детских психологов Александр Кузнецов подтверждает негативное влияние видеоигр на ребенка, но при этом указывает и на ответственность родителей.
— Игры, особенно агрессивные, действительно заставляют детей подражать и настраиваться на такую модель взаимодействия в офлайне. Если ребенок в игре или по телевидению видит насилие, он считает, что это самый эффективный путь решения проблемы, — сказал Кузнецов. — При этом нужно вести работу с родителями. Это их прямая обязанность — следить за компьютерной активностью ребенка, ставить блокировки. На Западе даже есть предмет «Информационная безопасность для родителей». Если нам удастся наладить подобную систему в России, мы будем жить совершенно в другом обществе и дети будут знать, что есть другие механизмы решения проблемы, а не только насилие.
Накануне Нового года глава Роскомнадзора Александр Жаров, чья служба отвечает за правоприменение закона о защите детей от вредной информации, заявил, что содержание компьютерных игр требует регулирования, как и возрастной маркировки. Также Жаров отметил, что «компьютерные игры будут продавать по паспорту».
Дмитрий Рункевич, Елена Малай