Консолидаторы медлят

Похоже, что экономический кризис не привел к консолидации петербургского рынка широкополосного доступа в Интернет (ШПДИ). Напротив, конкуренция обострилась, а число игроков с начала года выросло примерно на 20%. Аналитики считают, что лидеры рынка сами упустили возможность выгодно купить конкурентов.

Казалось бы, экономический кризис и замедление роста рынка в этом году сдвинут процесс слияний и поглощений с мертвой точки. Однако, как ни странно, эти ожидания не оправдались. Напротив, число провайдеров в городе растет как за счет появления небольших игроков, так и крупных инвесторов. Так, "Сумма Телеком" в этом году построила первый фрагмент своей сети в центре города, охватывающей около 300 домов в Адмиралтейском и Центральном районах города, а расширение сети предполагается в Петроградском и Василеостровском районах. Кроме того, предоставлять свой сервис в этом году начал и оператор беспроводного доступа в Интернет Yota. В целом, число городских интернет-провайдеров с начала года увеличилось на 20%.


Широкополосное равновесие
Эксперты называют целый ряд причин, по которым укрупнение петербургского рынка ШПДИ отчаянно пробуксовывает. По словам гендиректора аналитического агентства "Рустелеком" Юрия Брюквина, даже несмотря на кризис, небольшие провайдеры города чувствуют себя сегодня вполне уверенно. "Во-первых, рынок ШПД еще растет, проникновение в Петербурге составляет около 60%, тогда как в Москве этот показатель 70%. Во-вторых, как показывают наши ежемесячные опросы, пользователи экономят на связи в самую последнюю очередь, поэтому большого оттока абонентов даже в нынешних экономических условиях не наблюдается", — говорит господин Брюквин. С тем, что у небольших операторов нет особых поводов срочно искать покупателей, согласен и директор департамента домашних сетей компании "ВестКолл" Александр Нижегородцев. "Крупные операторы сократили бюджеты на новое строительство своих сетей, что позволяет небольшим игрокам не только продолжать занимать свободные ниши, но и развиваться. Число игроков увеличилось в основном за счет небольших, районных и квартальных, операторов, а, например, "Акадо" отказалась от выхода на рынок ШПД Петербурга", — говорит господин Нижегородцев. Похожего мнения придерживаются и в ТКТ. "Одна из причин, по которой в настоящий момент не происходит консолидация, — отсутствие активов, готовых к продаже. Несмотря на кризис, телекоммуникационные активы, даже небольшие, чувствуют себя уверенно и планируют увеличить свою долю на рынке, как в абонентах, так и в выручке", — говорит господин Евсеев.


В СЗТ считают, что рынок просто переинвестирован, крупные игроки ждут отдачи на свои вложения и поэтому воздерживаются от приобретений. "Но поскольку на рынке изначально было много игроков разного калибра, а рост замедлился и произошло первичное насыщение, то отдача на инвестиции оказалась невысокой. Идея консолидации действительно долгое время казалась привлекательной. Но покупать дорого крупные игроки не готовы, в том числе и по причине уже сделанных инвестиций; в свою очередь, небольшие провайдеры не готовы продавать свой бизнес дешево — с текущей низкой стоимостью трафика многие игроки вполне сводят концы с концами и получают прибыль. В итоге на рынке наблюдается равновесие", — говорят в СЗТ.


Упущенные возможности
Между тем аналитики считают, что крупные операторы сами упустили возможность на выгодных для себя условиях скупить небольших игроков. У лидеров был хороший шанс начать консолидацию рынка в прошлом году, говорит господин Брюквин. В сентябре 2008 года СЗТ ввел полудемпинговый тариф на ШПДИ — 199 рублей за 2Мбита/сек. Очевидно, что соревноваться с таким предложением никто, кроме лидеров рынка, был не в состоянии, и тогда игроки второго и третьего эшелонов сделали свой ход — они дистанцировались от крупных провайдеров и ввели безлимитные тарифы с высокими скоростями — от 4Мбит/с. Таким образом, услуги домовых сетей мгновенно мигрировали из сегмента "доступного интернета" в сегмент "продвинутого" для пользователей, которым нужны по-настоящему высокие скорости. Однако этот ход хоть и был результативным, но имел побочный эффект — пользователи домовых сетей стали потреблять слишком много трафика, ввиду чего бизнес провайдеров стал терять в рентабельности и в начале этого года они были вынуждены ввести ограничения по объему скачиваемой информации. "Это был самый подходящий момент для атаки лидеров на сегмент игроков второго и третьего эшелонов, особенно принимая во внимание экономический кризис. Достаточно было ввести похожие тарифы без ограничения трафика. Однако крупные провайдеры медлили, лишь "Корбина" ввела два высокоскоростных тарифа — 5Мбит/с за 450 рублей и 10 Мбит/с за 650 рублей, но активно продвигать их не стала. В итоге статус-кво на рынке сохранилось, и небольшие провайдерские компании сегодня чувствуют себя стабильно", — говорит господин Брюквин. Любопытно, что с первого августа этого года СЗТ повысил свои тарифы на ШПДИ для физлиц по различным предложениям до 10%. В компании объяснили этот шаг желанием быть привлекательной компанией не только для абонентов, но и для инвесторов. "Изменения связаны с тем, что потребление трафика нашими абонентами стремительно растет", — пояснили в СЗТ. С одной стороны, увеличив тарифы, компания улучшит свои финансовые показатели, с другой — ослабит ценовое давление на конкурентов.


Эксперты считают, что СЗТ действительно мог стать флагманом консолидации петербургского рынка. В конце 2007 года компания завершила сделку по продаже 15% уставного капитала холдинга "Телекоминвест" структуре Алишера Усманова ООО "АФ Телеком Холдинг". За бесполезный, по сути, для себя актив — пакет ни давал СЗТ право принимать участие в оперативном управлении "Телекоминвестом", ни приносил дивидендов — компания получила ни много ни мало $410 млн. СЗТ сразу разместил эти средства в банковские векселя на срок от одного до шести месяцев. А в начале 2008 года топ-менеджмент компании открыто говорил о том, что готов использовать появившиеся деньги для сделок слияний и поглощений, а топ-менеджеры компании действительно искренне интересовались домовыми сетями города. Коммерческий директор компании Олег Попов даже опубликовал цену, которую СЗТ готов платить за одного ШПДИ-абонента, — $250-400. Казалось бы, лидер рынка вот-вот запустит механизм консолидации, но этого не произошло. Все $410 млн компания потратила на инвестиционную программу 2008 года, объем которой составил почти 14 млрд рублей. В частности, компания приступила к реализации амбициозного проекта "оптика в дом". На сегодня новая сеть СЗТ покрывает 470 домов, или примерно 146 тысяч квартир, а ее услугами пользуется около 8 тысяч подписчиков. Некоторые эксперты считают, что оператору было бы разумнее сделать в 2008 году ряд приобретений и уже потом проводить оптику к купленным абонентам.


Горизонты слияний
По мнению господина Нижегородцева, теперь укрупнение рынка начнется лишь в случае снижения кредитных средств и возобновления интереса инвесторов к рынку ШПДИ. "Любое расширение компании, включающее в себя инвестиционные проекты, сопровождается кредитованием, что в создавшихся условиях не всегда возможно", — соглашается господин Евсеев. В СЗТ считают, что приобретение кого-то из игроков рынка может стать выходом для крупной компании, которая не выполняет свой план по подключениям. В свою очередь, господин Евсеев предлагает дождаться насыщения рынка, после чего и последует его передел.


Впрочем, стать первой скрипкой в процессе консолидации вполне может "Сумма Телеком". На днях за $9 млн оператор приобрел ООО "Северен-Хоум", владеющее домовой сетью "Цифра", в которой обслуживается около 40 тысяч абонентов. Приобретение позволило "Сумме Телеком" мгновенно переместиться в первую десятку петербургских провайдеров ШПДИ.

Тематики: Интернет

Ключевые слова: широкополосный доступ, СЗТ, Ростелеком, ЗАО ТрансТелеКом, кабельное телевидение Петербург, Сумма Телеком, Метроком, Цифра