Руководитель проекта «Карты@Mail.Ru» Роман Козлов рассказывает: «Карты – это очень тяжелый контент как для серверов, так и для браузеров сервис. В день мы отдаем нашим пользователям около 3 млрд фрагментов карт. Мы интенсивно расширяем картографическое покрытие и за последние полгода запустили полноценные карты с пробками, навигацией и маршрутизацией в 12 регионах РФ. Кроме Москвы и Санкт-Петербурга сервис теперь запущен в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Казани, Твери, Владивостоке, Находке, Самаре, Челябинске и Магнитогорске, причем все – с областями. Почти все карты – наиболее актуальные и подробные из доступных на сегодняшний день. Мы не можем двигаться быстрее из-за юридических препон, когда выпускающая карты компания для их опубликования должна получать гослицензию, что занимает продолжительное время. А со своей информацией я готов актуализировать обстановку по Москве хоть каждый день, но не имею на это права. Тем не менее даже сейчас мы можем в течение месяца вывести новую карту одного города/региона».
По словам г-на Козлова, сейчас услуги карт более сконцентрированы не на самих объектах поиска, а на прокладке маршрутов к ним. «Карты@Mail.Ru» – единственный проект, поддерживающий сквозную маршрутизацию («стыковка графов») как в пределах одного населенного пункта, так и между городами буквально «от дома до дома» из Москвы до Владивостока, а также большинства городов мира. Кроме того, у проекта непрерывное пробочное покрытие (город и область), а пробочные баллы показываются во всех городах, где есть достаточное количество клиентских устройств.
Роман Козлов продолжает: «В течение часа мы реагируем в Москве на перекрытие улиц, источником информации для этого могут служить как наши пользователи (люди, установившие приложение «Карты@Mail.Ru»), пользователи софта наших партнеров – компании CityGuide, так и официальные источники различных коммунальных служб. При этом период обновления данных составляет от 3 до 6 минут (четкие и понятные физические величины – скорость, дистанция, плотность и т. д.). Каждый день с наших серверов скачивается более 6 млн «треков» (блоков информации о пробках), а их пик – 11 миллионов – пришелся на дни, предшествующие 1 сентября».
Пробочный клиент – это плод сотрудничества «Карты@Mail.Ru» с компанией CityGuide, представляющий собой полноценный бесплатный навигатор. Он потребляет мало трафика и способен работать через канал GPRS, а в случае отсутствия соединения с Интернетом можно будет обойтись одним лишь устройством, правда, без актуализации пробок. Java-версия клиента встроена в инстант-мессенджер «Mail.Ru Агент» (http://agent.mail.ru), кроме того, поддерживаются платформы Windows Mobile и Symbian. На мобильных устройствах прокладка маршрутов с учетом пробок может осуществляться в трехмерном режиме, а интерфейс ориентирован на управление пальцами.
Представители проекта за год работы накопили множество интересной статистики. Например, обычная средняя скорость движения в Москве – около 50 км/ч, а в Санкт-Петербурге – 46 км/ч. Самый тяжелый день 2009 года в Москве пришелся на 3 февраля, когда средняя скорость движения не превышала 26 км/ч. 6 ноября во время сильного снегопада ситуация повторилась, но было чуть лучше. Самым тяжелым днем в Санкт-Петербурге было 10 ноября 2009 года, когда скорость движения составила 24 км/ч. Кроме того, из примечательных фактов можно отметить необъяснимое повышение загрузки московских дорог в 1,7 раза 6 октября и то, что в последнее время в вечерний час пик в Москве радиальные проспекты стали менее загружены, чем раньше, а в центре, наоборот, наблюдаются постоянные пробки.
Проект «Карты@Mail.Ru» обнародовал и данные по московским улицам-рекордсменам. Так, самыми медленными московскими улицами (среднесуточная скорость) признаны Ордынский тупик – 2,0625 км/ч, Озерковский переулок – 2,375 км/ч, а также улица Юлиуса Фучика – 3,084 км/ч. А рейтинг самых быстрых московских улиц возглавляют Большая Оленья со среднесуточной скоростью в 96,6667 км/ч, Живописный мост с 89,9804 км/ч и Симферопольское шоссе с 85,6668 км/ч.
По словам Романа Козлова, хотя строительство дорог в Москве продолжается, но это делается настолько не там и не так как нужно, что только усугубляет ситуацию. Например, высокоскоростные трассы без светофоров просто «убивают» движение в близлежащих районах, не давая трафику перераспределяться. Кроме того, точки интереса (гипермаркеты, кинотеатры, станции метро и т. д.) строят прямо у магистралей, что в корне неверно. Подобный торговый центр забирает на себя часть потока, сразу же создавая пробку, – в результате «узким горлышком» может стать даже трасса в десять полос. По мнению г-на Козлова, единственный выход в этой ситуации – выносить точки интереса от магистралей на 300-400 метров вглубь. Если говорить еще о московских парковках, то дорожные знаки «Парковка запрещена» часто вывешиваются там, где парковка не мешает движению, и наоборот. При этом эвакуаторы помогают только в том случае, если они убирают машину в течение трех минут, – иначе ситуация только усугубится, потому что сам эвакуатор занимает еще одну полосу.
Комментируя различия в дорожном трафике Москвы и Санкт-Петербурга, Роман Козлов сказал следующее: «В Москве ситуацию портит плохая связанность магистралей друг с другом из-за большого количества ж.-д. переездов, мостов и рек. Самое интересное, что мы заметили, – в час пик средняя скорость движения в городе не уменьшается, а, наоборот, возрастает, потому что люди не любят стоять в пробках и им проще поискать объезд. Москве могло бы помочь то, что в кризис сократились продажи новых машин, но темпы строительства дорог сильно упали, так что пробки в Москве предстоят нам и в этом году, причем самые разнообразные. Санкт-Петербург движется немного медленнее Москвы, но связность автомагистралей там выше. В городе очень хорошая планировка, но при этом многочисленные реки и каналы создают узкие места на подъездах к мостам. В результате при немного более худшей организации движения, но меньшем трафике общая ситуация по количеству пробок сравнима с московской».
Сейчас команда проекта «Карты@Mail.Ru» работает над Traffic Alert – рассылкой оповещений о нестандартных ситуациях на дорогах (через «Рассылки@Mail.Ru»). Благодаря анализу большого объема информации и математическому моделированию, специалисты компании уже сейчас в состоянии предсказать ситуацию в городе на 30 минут вперед. Проект предлагает оперативные устные и письменные комментарии по ситуации на дорогах крупнейших российских городов и предоставляет информеры для сайтов, в режиме реального времени транслирующие данные о пробках. Специальный текстовый интерфейс предназначен для радиостанций и телевидения с краткими, емкими и актуальными сводками о ситуации на дорогах нужного города. В результате, по словам Романа Козлова, влияние пробочных сервисов на дорожную ситуация становится все более заметным и они реально позволяют равномерно распределять дорожный трафик в крупнейших городах страны.