Манящие сети

Интернет–торговля в СЗФО вопреки кризису растет на 40 % в год. Это привлекает банки на рынок интернет–эквайринга, но на нем им приходится конкурировать с агрегаторами.

Среднемесячные объемы электронной коммерции в СЗФО достигли 2,5–3,3 млрд рублей, свидетельствуют результаты исследования портала spbit.ru и Ассоциации компаний интернет–торговли (АКИТ) на основе опроса банков, агрегаторов и электронных платежных систем.

В пятерку банков, обслуживающих онлайн–платежи, вошли ВТБ, ПСКБ, Альфа–Банк, Северо–Западный банк Сбербанка. Суммарно на этих игроков приходится 74 % рынка региона.

Покупатели взрослеют

Согласно данным Регионального общественного центра интернет–технологий (РОЦИТ), 33 % интернет–пользователей СЗФО покупают в Интернете. Чаще всего в Сети оплачивают услуги ЖКХ, покупают одежду, электронику, авиа– и железно- дорожные билеты, заказывают еду, а также покупают косметику и книги. Доля клиентов, которые предпочитают расплачиваться в Интернете, растет и взрослеет, что толкает рынок интернет–эквайринга к росту.

В СЗФО рынок интернет–платежей ежегодно прирастает не менее чем на 40 % в год, оценила территориальный менеджер управления торгового эквайринга Северо–Западного банка Сбербанка России Елена Портняжкина. «Этот рост сохранится, —прогнозирует она. — Несколько лет назад основная доля платежей приходилась на молодых людей 18–25 лет, сегодня увеличивается доля пользователей в возрасте 30–40 лет, все большую активность проявляют и люди старше 60 лет».

В целом по России, по данным АКИТ, по итогам 2015 года оборот электронной торговли составил 1,4 трлн рублей, показав рост на 7 % при падении классической розницы на 10 %. За последние 3 года оборот электронной торговли удвоился.

Всем ли хватит места

Быстрорастущий рынок все еще находится в стадии формирования и привлекает новых игроков. Но банкам приходится выбирать стратегию с учетом того, что многие крупные интернет–магазины предпочитают сотрудничать не напрямую с банками, а с платежными агрегаторами.

«Этот рынок нельзя считать устоявшимся, современный мир — это не когда большая рыба ест маленькую, а когда быстрая ест медлительную. Но пока потенциальному интернет–магазину безопаснее работать с банком, чем с агрегатором, ввиду усиления контроля за состоянием риска. В то же время контроль за агрегаторами значительно усилился, и на рынке однозначно будут появляться компании, которые смогут делать быстрые и безопасные платежи», — говорит заместитель председателя правления РФИ Банка Заурбек Бесолов.

Банк «Александровский», который планирует выходить на рынок интернет–эквайринга, планирует сотрудничать с агрегаторами. «Есть крупные торговые сети, у которых налажена логистика и взаимодействие с клиентами, а есть организации, которые только открывают свой сайт для продвижения товара. Подходы к продажам очень разные, для одних важна экономика процесса, а для других — обратная связь с покупателями. Мы за индивидуальный подход, поэтому рассматриваем и работу с интегратором, и работу с клиентами напрямую», — говорит директор управления розничного бизнеса банка «Александровский» Галина Ваганова.

«Мы все работаем на одном рынке, который растет. Пока на нем хватает места и банкам, и агрегаторам», — говорит руководитель регионального развития электронной коммерции петербургского филиала Альфа–Банка Артем Бережной.

Лимит доверия

Главной проблемой российского рынка эквайринга, которая тормозит его рост и подрывает доверие клиентов, остается финансовое мошенничество. «На долю Петербурга и Лен области приходится порядка 70 % мошеннических операций с банковскими платежами. За несколько лет РФИ Банк обнаружил 11 фальшивых интернет–магазинов», — говорит Заурбек Бесолов.

По данным РОЦИТ, помимо вероятности стать жертвой мошенников потенциальных покупателей отпугивает невозможность потрогать товар руками и необходимость ждать, когда покупку доставят. Также многие в целом не доверяют услугам, которые продаются в Интернете.

 

ВАЛЕРИЯ ЛЕБЕДЕВА
vl@dp.ru

Тематики: Финансы

Ключевые слова: платежные системы, финансы, Северо-Западный банк Сбербанка