Открыла дискуссию модератор круглого стола Евгения Демина, менеджер по коммуникациям Фонда «Сколково». Она обратила внимание экспертов на тот факт, что доля России на рынке инноваций составляет 10%, а по числу регистрируемых патентов Россия не уступает Германии. При этом Евгения Демина отметила, что массовые коммуникации не достаточно эффективны для создания среды, комфортной для инноваторов, и поэтому в большей степени нужны специализированные проекты.
Сергей Лурье, руководитель отдела по онлайн-коммуникациям департамента по связям с общественностью компании «РОСНАНО», выделил три целевых аудитории коммуникации для инновационных центров — это бизнес, ученые и молодежь.
Ирина Опимах, директор по связям с общественностью ГК «РЕНОВА-СтройГруп», призвала не бояться экспериментировать и использовать все технологические возможности – в том числе, в труде PR-специалистов (инновационные звуковые презентации, например). «Я не за инновации, я – за PR», – подчеркнула Ирина Опимах. – «Когда мы хорошо знаем свой предмет, то и наша целевая аудитория оказывается в плюсе».
О необходимости мотивировать, сопровождать и поддерживать молодых профессионалов высказалась Елена Рыцарева, руководитель проектов департамента корпоративных коммуникаций АФК «Система». Она презентовала проект, нацеленный на творческое развитие и отбор детей, – летнюю школу «Лифт в будущее». Цели проекта – показать детям, как школьные дисциплины конвертируются в профессии, и развить в детях креативное мышление.
Оксана Деревянко, руководитель департамента бизнес-программ телеканала Russia Today, рассказала о том, как простроить коммуникационную кампанию, чтобы инновационный продукт попал в СМИ. Поскольку СМИ нуждаются в конкретике и индивидуальном подходе, эффективным методом, по мнению Оксаны Деревянко, является героизация инноваций: основной механизм здесь – показывать достижения через конкретных людей.
Михаил Козлов, директор по инновациям и возобновляемым источникам энергии ОАО «РусГидро», заметил, что создание одной коммуникационной платформы гораздо эффективнее создания десяти площадок. Андрей Нестеров, начальник управления общественных связей и рекламы ОАО «УЭК», рассказал об инновации, уже внедряемой по всей России, – проекте «Универсальная электронная карта» (к 2014 году будет роздано до 40 миллионов карт).
Ирина Ланина («Ситроникс») резюмировала, что инновации не всегда воспринимаются позитивно из-за скептического настроения, установившегося в целом в обществе. Вместе с тем, если активного продвижения и навязывания будет меньше, но при этом PR будет точечным, конструктивным, качественным, если будут сообщаться только факты, то это позволит развернуть потребителя в сторону инновационной сферы.