Проблема информатизации госорганов обсуждалась на заседании президиума правительства 25 июня. Как следует из материалов к заседанию, имеющихся в распоряжении "Ъ", Минкомсвязь намерена на деле взять на себя роль координатора этого процесса. Министерство отмечает хронические проблемы ведомственной информатизации: использование дорогостоящих (часто зарубежных) решений при отсутствии единой лицензионной политики, отсутствие единых архитектурных и технических решений, а также системного подхода при реализации проектов, отсутствие достоверной информации о конечной стоимости информационной системы или объекта ИКТ-инфраструктуры.
Минкомсвязь провела анализ ведомственных планов информатизации и выяснила, что федеральные госорганы на сегодняшний день используют более 30 различных систем документооборота, более 15 систем бухгалтерского учета и более 30 различных платформ для построения сайтов, которые часто несовместимы между собой. В результате затраты на сопровождение этого программного обеспечения значительно возрастают. В 2012-2014 годах федеральные ведомства и фонды в целом намерены потратить на информатизацию около 60 млрд руб. в год, более половины этой суммы приходится на Пенсионный фонд, Федеральное казначейство, Минкомсвязь, налоговую и таможенную службы.
Чтобы упростить и удешевить процесс информатизации, Минкомсвязь разработала проект базовых правил, которые касаются в основном планирования, а также оценки стоимости проектов. Ведомства должны будут учитывать эти правила при разработке трехлетних (по аналогии с бюджетным циклом) планов информатизации, которые будут на различных уровнях детализации проходить оценку в Минкомсвязи. Министерство будет следить не только за планированием, но и за реализацией IТ-проектов, оценивая системы проектного управления. Каждый госорган, представляя такую систему в Минкомсвязь, должен будет указать, в частности, ответственных за реализацию как всего плана информатизации, так и отдельных его частей.
Минкомсвязь вышла на тропу войны с ведомственным информационным сепаратизмом еще при прежнем министре Игоре Щеголеве. В конце прошлого года была запущена информационная система учета (АИС учета) информсистем, созданных за счет бюджетных средств. АИС учета была внедрена в рамках пилотной эксплуатации в Федеральной налоговой службе, Роскомнадзоре, Счетной палате, Федеральном казначействе и правительстве Волгоградской области. На каждую информсистему заводится электронный паспорт, каждой присваивается единый идентификационный номер. Это позволяет увязать планы создания или закупки ПО с конкретным государственным контрактом, отследить его стоимость и фактическое выполнение. В будущем Минкомсвязь собирается занести в АИС учета сведения об информсистемах остальных госорганов.
Новому главе Минкомсвязи и самому молодому российскому министру Николаю Никифорову будет непросто добиться претворения в жизнь всех этих инициатив, поскольку вряд ли ведомства, самостоятельно разрабатывавшие электронные продукты с начала 2000-х годов, легко отдадут контроль над своими IT-бюджетами. В пресс-службе министерства "Ъ" сообщили, что доклад за подписью господина Никифорова на президиуме в понедельник зачитывался, а "решение будет принято по итогам состоявшегося обсуждения".
Юрий Барсуков